Реклама — не только двигатель прогресса, но иногда и инструмент выведения человека из равновесия. Реклама по телефону — яркий тому пример. Все больше пермяков жалуются, что им поступают звонки на мобильный с предложениями приобрести очередной чудо-пылесос или косметику. В настоящее время вопросы правомерности распространения рекламы по персонализированным каналам связи находятся на пике актуальности. Распространение рекламы посредством навязчивых телефонных звонков достигло впечатляющего размаха. Продукция продвигается самая разнообразная: от продовольственных и бытовых товаров до косметических услуг. Часто абонентам навязываются банковские продукты, в частности кредиты. При этом далеко не всегда подобная реклама распространяется с предварительного согласия и по желанию самих потребителей. Она приходит к потенциальным клиентам посредством СМС-сообщений, электронной почты, по телефону и т.д. Оградить себя от спама — реально! Немногие знают, что приструнить беспардонных распространителей рекламы, вполне реально. Так, в Санкт-Петербурге суд наложил штраф на салон красоты, сотрудники которого обзванивали потенциальных клиентов с предложением своих услуг, не имея их согласия на использование персональных данных. Жительница Московского района города Санкт-Петербурга обратилась с соответствующим заявлением в прокуратуру. По ее заявлению прокуратура провела проверку в отношении салона красоты «Ле Бурже». В ходе проверки было установлено, что на личный мобильный номер заявительницы позвонили, поприветствовали ее по имени. Звонившая назвалась Анной и сообщила, что представляет недавно открывшийся салон красоты «Ле Бурже» и хочет рассказать об акциях и возможностях этого салона. При этом Анна отказалась ответить на вопрос, откуда у нее номер телефона заявительницы, а в ответ на просьбу соединить с начальством прервала разговор. Из обращения в прокуратуру района следует, что заявительница никогда не была клиентом «Ле Бурже», не состояла с этой компанией в договорных или иных отношениях, не давала ей согласия на обработку своих персональных данных, в том числе не сообщала номера мобильного телефона. Позже с указанного номера в адрес заявительницы поступил еще один звонок с предложением бесплатной процедуры в косметическом салоне. Звонившие сообщили, что им ежедневно выдаются номера, по которым следует искать потенциальных клиентов. Прокуратурой района было установлено, что сотрудники «Ле Бурже» допустили нарушение законодательства о защите персональных данных. По результатам проверки прокуратурой было внесено представление в адрес генерального директора ООО «Ле Бурже», а также возбуждено административное дело по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)). Мировой судья судебного участка Санкт-Петербурга признал вину «Ле Бурже» доказанной и оштрафовал салон красоты. Персональные данные защищены законом В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснил, какое именно действие подразумевается под получением согласия от абонента, поскольку ни то ни другое четко не определены законом. С позиции Пленума ВАС РФ согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного лица, ее распространяющего. Таким образом, согласие от абонента может быть получено в любой форме и в порядке. Но при этом должен быть предусмотрен какой-либо способ фиксации факта получения такого согласия. Бремя доказывания факта получения согласия лежит на распространителе рекламы. В судебной практике дела, связанные с незаконным распространением СМС-сообщений рекламного характера или посредством использования телефонной связи без предварительного согласия абонента, встречаются довольно часто. Маргарита Насартинова Первый пермский правовой портал Материалы по теме