На протяжении последних лет в Пермском крае не снижается уровень коррупционной преступности, о чем свидетельствуют результаты деятельности правоохранительных органов. Так, в 2011 году в Пермском крае выявлено 862 преступления коррупционной направленности (рост на 24,2%, третий показатель в Приволжском федеральном округе), в т.ч. 298 фактов взяточничества (рост на 97,4%, второй показатель в Приволжском федеральном округе). Распространенность коррупционных проявлений в регионе требует совершенствования законодательных и организационных мер по противодействию коррупции. Вместе с тем практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что требования антикоррупционного законодательства как на краевом, так и на муниципальном уровне соблюдаются не в полной мере. Прокуратурой края и горрайпрокурорами в 2011 году выявлено 2169 нарушений законодательства о противодействии коррупции (в 2010 году – 990). В целях их устранения прокурорами внесено 353 представления, на основании которых 476 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (в минувшем году соответственно 230 и 233), принесено 83 протеста и предъявлено 26 исков (в минувшем году соответственно 31 и 29). Нарушения названного законодательства в 2011 году выявлены в краевых Министерстве развития предпринимательства и торговли, Министерстве здравоохранения, Агентстве по управлению учреждениями здравоохранения, Агентстве по управлению социальными службами, а также в территориальных органах Гострудинспекции, Роспотребнадзора, Росимущества, Росреестра, Управлениях государственного автодорожного надзора, Росфиннадзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Государственной противопожарной службы и в ГУ МВД по Пермскому краю. Так, вопреки требованиям статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ N 273) многие государственные служащие представили неполные и недостоверные сведения об имуществе и доходах. Всего за нарушения антикоррупционного законодательства по требованию прокуратуры края в 2011 году привлечено к дисциплинарной ответственности 49 государственных служащих. Кроме того, 23 сотрудникам органов внутренних дел объявлено общественное порицание. Выявлялись нарушения антикоррупционного законодательства и со стороны органов местного самоуправления: не во всех муниципальных образованиях были созданы комиссии по урегулированию конфликтов интересов, в некоторых территориях не были утверждены перечни муниципальных служащих, обязанных представлять сведения о доходах, главами муниципальных образований и муниципальными служащими нарушался порядок представления сведений о доходах. Одной из важнейших мер профилактики коррупции является предотвращение конфликтов интересов при прохождении государственной и муниципальной службы. В 2011 году прокуратурой направлено 10 информаций в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов об установленных фактах личной заинтересованности, несоблюдения служащими запретов и ограничений, которые привели или могли привести к конфликту интересов. На основании этих информаций 8 лиц было привлечено к дисциплинарной ответственности. В настоящее время одной из сфер, наиболее подверженных коррупционным рискам, является размещение заказов для государственных и муниципальных нужд. На территории края распространены нарушения требований пункта 12 статьи 7 ФЗ «О противодействии коррупции» о добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности размещения заказов: имеют место факты уклонения государственных и муниципальных заказчиков от соблюдения конкурсных процедур при размещении заказов, случаи аффилированности между должностными лицами заказчика и участниками размещения заказов, а также непринятие своевременных мер по урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок. В 2011 году прокурорами в целях устранения нарушений законодательства о размещении заказов внесено 157 представлений, по результатам их рассмотрения 130 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров 19 лиц привлечено к административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 3 уголовных дела. Одним из наиболее распространенных нарушений законодательства в сфере размещения заказов на протяжении последних лет остается уклонение от конкурсных процедур путем искусственного дробления заказов. Другим способом уклонения от конкурсных процедур при расходовании бюджетных средств является размещение заказов через автономные учреждения. Так, имело место незаконное размещение заказов через государственное автономное учреждение «Управление автомобильных дорог» Пермского края (далее – ГАУ «Управтодор»), которому в соответствии с утвержденным Дорожным агентством Пермского края государственным заданием выделялись бюджетные средства для нужд дорожной отрасли. По инициативе прокуратуры края УФАС по Пермскому краю признало в данном случае нарушение антимонопольного законодательства. Прокуратурой края в 2011 году в суде оспорен Закон Пермского края от 16.12.2010 N 726-ПК «О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в части положений, предусматривающих расходы в виде субсидий автономным учреждениям на содержание автомобильных дорог, их текущий и капитальный ремонт, поскольку указанные положения противоречат требованиям статей 69.1, 69.2, 78.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В новой редакции Закона N 174-ФЗ создание автономных учреждений в дорожной отрасли не допускается, созданные учреждения должны были быть реорганизованы, ликвидированы или сменить тип до конца года. 17 августа 2011 года Пермский краевой суд удовлетворил заявление прокуратуры края. Верховный Суд Российской Федерации подтвердил позицию краевого суда о незаконности выделения автономным учреждениям субсидий на 2012-2013 годы. Также органами прокуратуры выявляются и коррупциогенные нормативные правовые акты как на краевом, так и на муниципальном уровне. Так, в 2011 году прокуратурой Пермского края во взаимодействии с горрайпрокурорами выявлено 465 нормативных правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы, в т.ч. 21 коррупциогенный нормативный правовой акт органов государственной власти края, 444 коррупциогенных муниципальных нормативных правовых акта. За последние три года прокуратурой края коррупциогенные нормы выявлены в 8 краевых законах, 12 указах губернатора, 35 постановлениях Правительства края, 38 актах краевых министерств и ведомств. Анализ выявленных прокурорами коррупциогенных норм показывает, что они, как правило, создают условия для коррупционных проявлений вследствие недостатков юридической техники, нарушения принципа единства прав и обязанностей и т.п. Это является, прежде всего, результатом того, что при разработке нормативных правовых актов требования антикоррупционного законодательства не учитываются, методиками проведения антикоррупционной экспертизы разработчики актов зачастую не владеют либо, как показывают проверки, вообще не проводят антикоррупционную экспертизу. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» со 2 августа 2009 года. В настоящее время действует огромное количество нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу названного закона, – в большинстве случаев они не проходили антикоррупционную экспертизу. Привлечение к изучению этих актов институтов гражданского общества и независимых экспертов позволило бы устранить из нормативной базы края многие коррупционные риски. Ирина Ванькова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Пермского края, юрист 1-го класса Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал