Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Обычная версия
Печать страницы
  • Ресурсы
    • Полезные ссылки
    • Интерактивная карта
    • Анкета оценки качества
    • Госуслуги
    • Портал правовой информации
    • Мои документы
  • Сервисы
    • Онлайн-запись на прием к юристу
    • Задать вопрос юристу
    • Найти судебный участок
    • Правовой навигатор
    • Сторонние сервисы
Единый краевой портал
по правовому просвещению граждан
Пермский край
  • 614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 24
  • +7 (342) 212-20-27
  • +7 (342) 212-12-61
  • info@pravovsem59.ru
  • Войти
  • Главная
  • Бесплатная правовая помощь Бесплатная правовая помощь
    • Госюрбюро Пермского края
      • О нас
      • Правовая основа деятельности
      • Случаи оказания БЮП и категории граждан
      • Контакты
      • Интерактивная карта
      • Онлайн-запись к юристам
      • Противодействие коррупции
      • Мы в СМИ
    • Адвокатская палата и адвокаты
    • Юридические клиники
    • Нотариальная палата
  • Правовое просвещение Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Семья и дети
    • Социальные льготы, пособия
    • Жилье и ЖКХ
    • Трудовые правоотношения, увольнение
    • Здравоохранение
    • Пенсии
    • Защита прав потребителей
    • Обманутые дольщики и обманутые вкладчики
    • Образцы документов
    • Обзоры практики Госюрбюро
    • Откройте, приставы
    • Информация Росреестра
    • МСЭ и реабилитация инвалидов
    • Из зала суда
    • Статьи
    • Брошюры и Памятки
    • История
    • Профессионалу
    • Ответы на вопросы
  • Правовые новости Правовые новости
    • Анонсы и пресс-релизы мероприятий
  • Мероприятия
  • Ответы на вопросы Ответы на вопросы
    • Жилье, земля и ЖКХ
    • Защита прав потребителей
    • Семья и дети
    • Трудовые споры
    • Социальные льготы и пособия
    • Пенсии
    • Здравоохранение
    • Обманутые дольщики и вкладчики
    • Иное
  • Видеоролики
  • Электронные сервисы Электронные сервисы
    • Найти судебный участок
    • Правовой навигатор
    • Иные сервисы
  • Полезные ссылки
  • РЕГИСТР МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Участникам СВО

Смертная казнь и экстрадиция: соотношение институтов

  1. Главная
  2. Правовое просвещение
  3. Статьи
  4. Мнение


БРОШЮРЫ И ПАМЯТКИ

Кадр из фильма "Зеленая миля" Раздел V уголовное право 27 февраля 1997 г. российской стороной был подписан протокол N6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни). Во исполнение обязательства по отмене смертной казни Президентом РФ издан Указ от 16 мая 1996 г. «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».1 Однако, несмотря на принятие вышеназванных актов, физическое присутствие исключительной меры наказания как в основополагающем нормативно-правовом акте страны – Конституции РФ (п.2 ст.20), так и в Уголовном кодексе РФ (ст.59) создает в ряде случаев преграду для выдачи российских граждан Российской Федерации. Данное обстоятельство стало возможным, в первую очередь, в результате разрозненности комплекса нормативно-правовых актов, регламентирующих институт экстрадиции. Правовое регулирование данного института осуществляется на основе национального законодательства и международных договоров Российской Федерации. Однако, основание для отказа в экстрадиции лица, совершившего преступление, при наличии возможности применения к нему смертной казни предусмотрено не во всех нормативных актах, регламентирующих данный институт.2 Как уже было сказано, на национальном уровне такое основание отказа в выдаче вообще не предусмотрено, и, хотя в целом положения Российских нормативных актов соответствуют международным стандартам, в силу того, что перечень оснований для отказа в выдаче, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, более широк, правоприменитель при решении вопросов об удовлетворении соответствующих ходатайств о выдаче должен руководствоваться, в первую очередь, положениями международных конвенций и договоров.3 В свою очередь, анализ норм международных конвенций, регламентирующих вопросы экстрадиции, позволяет сделать вывод, что между некоторыми из них также наблюдается противоречие, что значительно затрудняет процедуру выдачи. Например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г. содержит положение о возможности отказа в выдаче в связи с угрозой применения к запрашиваемому лицу смертной казни, пыток или жестокого отношения (ст. ст. 3, 11). В Минской же конвенции 1993 г. таких положений нет. Сама Европейская конвенция 1957 г. закрепила отказ в экстрадиции лица, которому в запрашиваемом государстве может быть назначен смертный приговор, диспозитивно, рассматривая такой отказ как право государства, а не его обязанность. Однако в настоящее время данный вопрос не является проблемой для европейского региона, так как в большинстве стран смертная казнь уже давно не применяется и, кроме того, считается варварством и негуманным отношением к лицу, совершившему преступление. В свою очередь, законодательная возможность Российской Федерации применить смертную казнь к экстрадируемому лицу может дать ряду европейских стран формальный повод отказаться от международного сотрудничества с ней. Кроме того, не решен вопрос о том, какой орган от имени Российской Федерации будет гарантировать иностранному государству неприменение к экстрадируемому лицу смертной казни. На это обратил внимание в своем докладе и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин, указав, что «негативным моментом в обеспечении защиты права на жизнь уголовно-правовыми методами Уполномоченному представляется наличие в санкциях ряда статей наказания в виде смертной казни. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1999 N3-П смертная казнь как вид уголовного наказания обвиняемому в совершении убийства назначаться сегодня не может. Всех проблем это, однако, не решает. Так, в российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, регулирующие порядок предоставления государством гарантий о неназначении и неприменении смертной казни к лицу, подлежащему экстрадиции. В связи с этим обязанность законодателя состоит, видимо, в том, чтобы в федеральных законах, регулирующих вопросы экстрадиции, определить орган исполнительной власти, полномочный представлять такие гарантии иностранному государству».4 Таким образом, выявление вышеуказанных проблем ставит нас перед необходимостью разработать комплекс мер по их разрешению. На мой взгляд, из данной ситуации есть только два выхода:

  1. Либо исключить смертную казнь, как вид наказания из Конституции РФ и УК РФ;
  2. Либо привести национальное законодательство РФ в соответствие с положениями международных конвенций и закрепить в Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ и ряде двусторонних договоров РФ основание для отказа в экстрадиции при наличии возможности применения смертной казни к экстрадируемому лицу в запрашивающем государстве.
Литература:
  1. Строганова А.К. Условия и основания отказа в выдаче // Российский следователь. 2002. №3. С.11.
  2. Волобуев В.П. К вопросу об обеспечении прав граждан российской федерации и беженцев при рассмотрении запросов об их экстрадиции в иностранные государства для уголовного преследования и исполнения приговора суда // Уголовное судопроизводство. 2006. №3. С.26.
  3. Строганова А.К. Указ. Соч.
  4. См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. (Москва, 17 февраля 2009 г.) «Закон сильнее власти» // РГ. N68. 17 апреля 2009 г.
  5. Н.А. Сафаров. Экстрадиция и права человека: поиск обтимального баланса // Современное право. 2007. №3.
  6. Федоранич С. Смертная казнь. Есть она в России или нет? // ЭЖ-Юрист. 2011. N46.
  7. Марченко А.В. К вопросу нормативного обеспечения прав и свобод граждан в уголовном процессе при осуществлении выдачи (экстрадиции) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. N6.
  8. Пихов А. Международные договоры об экстрадиции и проблема смертной казни в российской федерации // Юридический мир. 2005. №11.
  9. Сафаров Н.А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М.: ВолтерсКлувер, 2005.
©Ткаченко П.Э., 2012 Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме

След. статья
Пред. статья
Загрузка комментариев...

Наши контакты

  • 614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 24
  • +7 (342) 212-20-27
  • +7 (342) 212-12-61
  • info@pravovsem59.ru
    (тех.поддержка сайта)

Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter

Разделы

  • Главная
  • О портале
  • Новости
  • Правовая помощь
  • Документы
  • Мероприятия
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Карта сайта

Следуйте за нами

Обратная связь

Если у вас есть вопросы, задайте их через специальную форму

Написать нам


© 2019-2025 ГКУ «Госюрбюро Пермского края»
Работает на «SIMAI: Сайт совета муниципальных образований»
Мы используем Яндекс Метрику

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).

Сервис Яндекс Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс Метрика.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.