Об итогах своего первого года работы на посту Уполномоченного по правам предпринимателей в регионе Первому пермскому правовому порталу рассказал Вячеслав Белов. – Вячеслав Артурович, прошел почти год с момента Вашего назначения на должность Уполномоченного по правам предпринимателей в Пермском крае. Можно ли подвести итоги работы за 2013 г.? – Я приступил к обязанностям советника губернатора Пермского края 14.02.2013. Главной задачей, которая была у советника в это время, – это организационные мероприятия по созданию в крае института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Конечно, уже тогда принимались жалобы от предпринимателей, но они были немногочисленными. Основная работа на тот период – подготовка проекта закона и указа губернатора «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае». Соответствующий указ появился в апреле, а закон – только в ноябре 2013 г. То есть задача по созданию правовой базы в этой сфере в регионе была в полном объеме выполнена. Это было одно из направлений, в рамках которого проходила моя деятельность как советника губернатора края. – Что еще было в планах, кроме создания правовой базы, и все ли удалось воплотить в жизнь? – Основная миссия и советника губернатора и бизнес-омбудсмена – это защита прав и законных интересов предпринимателей, прием и рассмотрение их жалоб и обращений и, конечно, взаимодействие с предпринимательским сообществом. Моя задача – обеспечить, чтобы ведение бизнеса в Пермском крае было комфортным, чтобы в результате совокупных действий региональной и муниципальной властей при участии Уполномоченного по правам предпринимателей инвестиционный климат в регионе менялся в лучшую сторону. С этой точки зрения работа была проведена достаточно большая. – Вы упомянули взаимодействие с предпринимательским сообществом. Как оно реализовывалось на практике? – Предыдущий год прошел под знаком взаимодействия с предпринимательским сообществом так называемой «большой четверки» – это пермские краевые региональные отделения Общероссийских общественных организаций «Деловая Россия» и «Опора России», Пермская торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей. Так как институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей работал еще в отсутствие федерального закона, достаточно активно проводилась работа по заключению соглашений с органами государственной власти. На сегодняшний день у нас подписано 8 соглашений, в том числе с прокуратурой края, управлением юстиции, управлением по налогам и сборам и другими органами. Еще один блок работы – это деятельность в различных общественных советах – при Росреестре, прокуратуре, пермской таможне и т. д. В конце года появился еще один интересный совет – совет Уполномоченных по защите прав предпринимателей в ПФО. Последний такой совет прошел в конце января в Нижнем Новгороде. Данный совет – очень интересная форма взаимодействия в целях оперативного обмена опытом, это молодой институт, созданный по инициативе полпреда Президента в ПФО Михаила Бабича. На прошедшем заседании обсуждались вопросы, связанные с нарушением прав предпринимателей в сфере ЖКХ – очень животрепещущие вопросы, если учесть, что в отношении руководителей управляющих компаний за последний год возбуждены десятки уголовных дел. У меня на рассмотрении сейчас находится три жалобы по этой теме. – А как проходит работа в рамках центра общественных процедур «Бизнес против коррупции»? – Центр общественных процедур был создан в 2013 г., это общественная организация, активное участие в работе которой принимает Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Когда в жалобах предпринимателей явно можно обнаружить признаки коррупции в действиях государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц, бизнес-омбудсмен может направить эту информацию в правоохранительные органы или в центр общественных процедур, чтобы защитить права бизнесменов. – С какими обращениями чаще всего к Вам обращаются предприниматели? – За весь период деятельности Уполномоченному поступило 166 жалоб и обращений, 10 из них – жалобы, перенаправленные от федерального омбудсмена. Большинство из них рассмотрены, по значительному количеству жалоб мы оказываем содействие. В плане на февраль у нас стоят два дела по защите прав предпринимателей. Одно из них касается изменений в законе о торговле, а именно в правилах размещения нестационарных торговых объектов. К нам обратилась предприниматель, которая в течение 3 лет пытается получить у городской администрации право на занятие предпринимательской деятельностью – торговлю из нестационарного торгового объекта. Если формально исходить из причин, почему ей отказывают в этом праве, в том числе из-за изменения правового регулирования, то администрация действует в рамках закона, но по существу это выглядит как ограничение права. Институт Уполномоченного продолжает работу по этому обращению. В чем я вижу проблему, так это в отсутствии вариантов предложения предпринимателю других мест для приложения своих сил. Получается, что в рамках закона возникают какие-то ограничения, а фактически предпринимателю потом ничего не предлагается. То есть отсюда вы должны уйти, а куда – это никого не интересует. Понятно, что предпринимательская деятельность – это самостоятельная инициатива человека, направленная на получение прибыли под свой страх и ответственность. Но все же исходя из того, что государство и уровень муниципалитетов заинтересованы в том, чтобы был такой слой предпринимательства, должны существовать и какие-то технологии их поддержки. – Какие еще проблемы возникали у представителей малого бизнеса в прошлом году? – Еще одна проблема – появление в Пермском крае сетевых магазинов. Может быть, для потребителей это и хорошо, но для предпринимателей – спорный вопрос. Когда в муниципальном районном центре появляется какой-то большой сетевой магазин, где раньше были только небольшие магазинчики, киоски, последние не могут составить конкуренцию этому предприятию. В любом случае местные органы власти должны быть озабочены этой ситуацией. Если это сельская местность, нужно активно предоставлять и предлагать бывшим предпринимателям землю для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Если мы убираем из центра Перми нестационарные торговые объекты исходя из понятной логики, то давайте посмотрим – может быть, их недостаточно на окраинах города. Еще ряд проблем, на этот раз общих, – это вопросы, связанные с использованием земли и имущества в целях предпринимательской деятельности. Например, отказ в выделении земельного участка, в продлении договора аренды, перевода жилого помещения в нежилое, споры, связанные с кадастровой оценкой земли. Были у меня на рассмотрении и вопросы экономической амнистии, когда, например, предприниматель консультировался о переквалификации одной статьи Уголовного кодекса в другую. – С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в ходе выполнения должностных обязанностей? – Самой главной трудностью стало некоторое равнодушие органов власти, когда твое обращение рассматривают исключительно по формальному признаку и часто дают формальный ответ. Здесь важно понимать, что если предприниматель обратился к Уполномоченному, он скорее всего это обращение вымучил, выстрадал. Поэтому хотелось бы, чтобы в таких ситуациях разбирались по существу. Еще одна трудность в том, что и на уровне органов госвласти, и особенно на уровне муниципалитетов существует не совсем уважительное отношение к предпринимателям. Существует недооценка роли, которую играют предприниматели в нашей жизни. – Увеличивается или уменьшается количество желающих заняться собственным бизнесом в крае? – Количество желающих заняться собственным бизнесом в Пермском крае уменьшается. Число сдавших свидетельства к числу зарегистрированных продолжает падать. За 4 месяца (с сентября по январь) оно сократилось на 1750 человек! Единственную причину этого явления назвать невозможно, здесь существует комплекс проблем. Поэтому одна из задач на 2014 г. – их решение. Также задачей на 2014 г. является организация выездов в муниципальные города и районы края, встречи с предпринимателями и чиновниками, которые занимаются поддержкой и развитием предпринимательства. В прошлом году таких выездов было 15 и они доказали свою эффективность – часть жалоб и обращений решалась прямо на месте. Теперь нужно сделать эту работу системной, чтобы такие поездки проходили не реже двух раз в месяц. – Если говорить об отдельных отраслях, то какие из них в 2013 г. стали популярными для ведения бизнеса, а какие – напротив? – Неплохо развивается малый гостиничный бизнес, продолжает развиваться ресторанный бизнес, сфера услуг (бытовых, консалтинговых, услуг по внутреннему туризму). Если проанализировать количество услуг в сфере здравоохранения и образования, то в этих сферах также наблюдается растущее предложение. Появляются коммерческие детсады, языковые школы, частные клиники, крестьянские и фермерские хозяйства. – На что будет направлена Ваша работа в этом году? – Мы планируем провести 06.02.2014 встречу с представителями предпринимательства, на которой попытаемся понять, какие проблемы есть у предпринимателей, зафиксировать их и оформить в доклад Уполномоченному при Президенте России по правам предпринимателей Борису Титову, а также губернатору и Законодательному Собранию Пермского края. Стоит также отметить, что, по оценкам федерального Уполномоченного по правам предпринимателей, Пермский край занял в рейтинге 74 субъектов 19 место. А для только что появившегося института это достойное место. И еще хотелось бы обратить внимание на главную тему, которая больше всего волнует бизнесменов. Практически все предприниматели любого уровня говорят одно: они хотят стабильности в действующем законодательстве и они против его постоянных изменений в различных сферах, которые так или иначе имеют отношение к ведению предпринимательской деятельности. Постоянные шарахания в правовом регулировании – основная причина, по которой часть предпринимателей теряет свой бизнес. С этим в 2014 г. также придется работать. Екатерина Корнева Первый пермский правовой портал Материалы по теме