Обзор судебной практики, сформированной на основе рассмотрения судом общей юрисдикции исковых заявлений, подготовленных юрисконсультом ГКУ «Государственного юридического бюро Пермского края»
Юрисконсультом ГКУ «Госюрбюро Пермского края» проведен анализ рассмотрения исковых требований, подготовленных в 2023 году и рассмотренных судом, по итогам которых сделаны выводы о применении судом норм права при удовлетворении требований в следующей отрасли права,
применение судом общей юрисдикции действующего законодательства Российской Федерации при рассмотрении требований граждан о признании отказа в выдаче заключения об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемо жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным.
В 2023 году в ГКУ «Госюрбюро Пермского края» обращались граждане по вопросу оказания бесплатной юридической помощи в рамках признания отказа в выдаче заключения об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемо жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным.
Как следует из одного из обращений гражданка Р. действующая в интересах опекаемого несовершеннолетнего М. (сироты) обратилась в орган осуществляющий выдачу заключений об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемо жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мотивируя своё заявление тем, что несовершеннолетний М. имеет на праве собственности 1/28 долю на жилое помещение, которая составляет 2 кв.м. от общей площади квартиры, в то время как установленная в г. Перми учетная норма площади на одного члена семьи составляет 12 кв.м.
Органом ответственным за выдачу заключения гражданке Р. было отказано в выдаче соответствующего заключения в связи с тем, что общая площадь жилого помещения составляет 64,9 кв.м., в указанном жилом помещении зарегистрированы 2 человека, в связи с чем норма площади на одного члена семьи составляет 32,45 кв.м., что является более установленной учетной нормы.
В целях восстановления и защиты жилищных прав несовершеннолетнего гражданина юрисконсультом ГКУ «Госюрбюро Пермского края» было подготовлено исковое заявление о признании отказа в выдаче заключения об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемо жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 08.06.2023г. по гражданскому делу № 2-1846/2023 исковые требования гражданки Р. действующей в интересах несовершеннолетнего М. удовлетворены в полном объёме.
При вынесении решения, суд первой инстанции указал, что согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 г. № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Согласно п. 2.1 ст. 6 закона Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, при разрешении судом спора о признании заключения об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемо жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным, предметом судебной проверки должен являться факт нуждаемости в обеспечении жилым помещением по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Обзор судебной практики подготовлен Боровских О.Д., юрисконсультом ГКУ "Госюрбюро Пермского края"