Обзор судебной практики, сформированной на основе рассмотрения судом общей юрисдикции исковых заявлений, подготовленных ведущим юрисконсультом ГКУ «Государственного юридического бюро Пермского края», в том числе принимавшим участие в судебных заседаниях в качестве представителя истца
Ведущим юрисконсультом ГКУ «Госюрбюро Пермского края» проведен анализ рассмотрения исковых требований, подготовленных в 2023 году и рассмотренных судом, по итогам которых сделаны выводы о применении судом норм права при удовлетворении требований в следующей отрасли права,
применение судом общей юрисдикции действующего законодательства Российской Федерации при рассмотрении требований граждан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список).
В 2023 году имели место быть обращения граждан в ГКУ «Госюрбюро Пермского края» в целях получения бесплатной юридической помощи
по вопросу включения в Список в связи с отказом органов опеки дать заключение о невозможности проживания в закрепленном жилом помещении по причине отсутствия договоров социального найма либо невозможности их заключения.
Актуальность вопроса обусловлена тем, что обеспечение права каждого на защиту его жилищных прав, включая прав на судебную защиту, является одной из основных задач государства.
В Российской Федерации согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, установлено частью 2 статьи 45 Конституции РФ.
В число основных способов этой защиты входит судебная защита, которая осуществляется всеми субъектами судебной системы - от Конституционного Суда Российской Федерации до судов общей юрисдикции.
В соответствии с пунктами 1,7, подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В целях защиты жилищных прав лиц из числа детей-сирот ведущим юрисконсультом ГКУ «Госюрбюро Пермского края» были подготовлены исковые заявления, а также принято участие в судебных разбирательствах в качестве представителя вышеуказанных граждан.
Решениями Ленинского районного суда от 04 апреля 2023 и 15 июня 2023 года исковые требования граждан о признании незаконным отказа органов опеки в выдаче заключения о невозможности проживания в связи с отсутствием договора социального найма на ранее занимаемое жилое помещение удовлетворены в полном объеме.
При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами законодательства.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В данном случае ни ГК РФ, ни каким-либо законом, ни добровольно принятым на себя обязательством обязанности заключить договор социального найма лиц, зарегистрированных в квартире не установлено.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, реализация конституционного права граждан на жилище не может зависеть от волеизъявления других лиц.
Кроме того, Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 № 92-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет" (далее – Порядок) предусматривает, что договор социального найма, либо иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением предоставляются в уполномоченный орган при их наличии (пункт 4.6. Порядка).
Таким образом, учитывая вышеназванные положения законодательства суд признал отказы органов опеки в выдаче заключения о невозможности проживания в связи с отсутствием договоров социального найма незаконными.