Судебная власть есть одна из отраслей власти государственной, или один из средних протоков, через которые действует власть государя. Екатерина II За последние десятилетия в России произошли очередные реформы, направляемые на видоизменения структуры местных органов государственной власти: вновь воссоздан институт губернаторства, органы местного самоуправления по типу земских. Просуществовавший более двух столетий в России институт губернаторства, как важнейший элемент управления государством, вновь стал востребован. Состоялась историческая преемственность губернатора царской России к губернатору республиканской России на рубеже ХХ и ХХI веков. Правда, преемственность оказалась неполной, так как обозначился только правитель территории, сама же территория сохранила свое советское наименование – область, край, республика. Могут ли эти советского времени образования претендовать на преемственность губернии? Только отчасти. По Указу Петра I от 1708 года огромная территория России делится на восемь губерний. Во главе губерний поставлены генерал-губернаторы, назначавшиеся лично царем. Петр I, несмотря на прогрессивный характер административно-территориальных реформ, не смог создать ни хорошо управляемые из столицы территории, ни эффективно действующие местные органы власти. Достаточно неповоротливая система местной, воеводской власти была практически разрушена после его смерти. К началу правления Екатерины II в огромных губерниях России, руководимых генерал-губернаторами, в провинциях и уездах, управляемых воеводами, исполнительность императорских указов была крайне медленная и длительная. Императрица делает первую попытку привести в порядок законодательство и суд, твердо уверенная в пользе своих гуманных намерений. Для решения этих вопросов она созывает «Комиссию для сочинения проекта нового Уложения», которая должна была исправить хаотическое состояние в законодательстве, создать новое судебное устройство и покончить с административным беспределом. 30 июля 1767 года в Москве в присутствии императрицы торжественно открылось заседание комиссии. В течение почти двух лет Екатерина II специально для депутатов комиссии писала Наказ, главы которого должны были лечь в основу нового законодательного кодекса. В статьях Наказа она сумела изложить вопросы государственного, гражданского и уголовного права. Была впервые в России затронута тема юридического равенства граждан перед законом, равенства в имущественном отношении (ст. 35 и 425), гражданской вольности и свободы. Говоря о суде и наказаниях, она высказывает мысль о соблюдении крайней осторожности при лишений граждан свободы при предварительных, до суда, арестах, высказывается против смертной казни и т.д. В силу многолюдности (депутатов было 564 – Ю.Н.), весьма сложного сословного состава, где наравне с государственными крестьянами заседали богатейшие помещики, также значительное представительство от городов – мещане, торговцы и ремесленники, комиссия в течение года не смогла выработать новое законодательное Уложение. 1500 депутатских наказов, которые необходимо было рассмотреть, также оказались тормозом. Однако деятельность комиссии не пропала даром. В составлении важнейших законодательных актов времен Екатерины II, в особенности при проведении губернской реформы, отразилась влияние работы комиссии. До 1775 года Екатерина II издала сотни указов, в том числе и о деятельности губернаторов, но они не смогли организовать четкую вертикаль власти. Бунт Пугачева заставил императрицу действовать более решительно, так как система местного самоуправления и судебная власть оказались не в состоянии ни предупредить бунт, ни оказать ему должного отпора. Поэтому Екатерина II, подписывая 7 ноября 1775 года акт Учреждения для управления губернией, не столько реформировала, сколько создавала вновь систему губернских и уездных органов, и в особенности судебных. Основная идея губернской реформы удачно выражена словами императрицы: «целое тогда может быть хорошо, когда части его находятся в устроении». Этот законодательный акт оказался документом большой исторической прочности и действовал до земских реформ 60-70 годов XIX века, а основа губернского управления, как и обозначенные территории губерний, прекратили свое существование лишь после 1917 года. Российская империя была поделена на 40 губерний. Каждая губерния и уезд получили одинаковое административное устройство, с разделением ведомств административного, казначейского, и отделялся от губернского правления суд, как самостоятельная ветвь власти. Исполнение Указа 1775 года по проведению губернской реформы происходило в разные сроки. В мае 1780 года произошло сразу два Высочайших назначения – генерал-поручика Е.П.Кашкина генерал-губернатором Пермского – Тобольского наместничества и генерал-майора И.В.Ламба пермским губернатором или «правителем». Деятельность Государева Наместника сводилась к тому, чтобы «на месте» (в губернии) контролировать правильность исполнения указов и законов. Правил, т.е. вел всю административно-хозяйственную деятельность правитель, или губернатор, он руководил всей исполнительной властью в губернии. Документальные источники, хранящиеся в Государственном архиве Пермского края (ГАПК) в фондах 316, 177, 543 и других, свидетельствуют о том, что в Пермской губернии происходили серьезные изменения в органах административной власти и формирование вновь создаваемой судебной системы. Пермским губернатором, генерал-майором И.В.Ламбом, были созданы наместническое (губернское) управление, палаты уголовного и гражданского суда, казенная палата, верхний земский и совестный суды, верхняя расправа, приказ общественного презрения. Впервые появляется должность губернского прокурора. Создаются судебные органы во всех уездах Пермской губернии. 18 октября 1781 года состоялось торжественное открытие вновь созданного губернского города Перми, столицы Пермской губернии. Пермский историк А.А. Дмитриев писал: «Явилась новая Пермь на смену прежней или Великой Перми…». И действительно, событие для России было «знаменитое» – на карте Российской империи появилась новая Пермская губерния. Одновременно произошло и историческое формирование территории нынешнего Пермского края. 20 октября 1781 года генерал-губернатор Пермский и Тобольский, генерал-поручик Е.П.Кашкин направляет в столицу рапорт об открытии во вновь созданном городе Перми «присутственных мест и именно: Палат казенной, уголовной, гражданской, приказа общественного призрения, совестного суда, верхнего земского суда, губернского магистрата, верхней расправы и уездного суда». Рапорт сопровождал журнал, где было описано «...каким порядком сие знаменитое постановление происходило...». Таким образом, Екатерина II, подписывая акт Учреждения для управления губернией, не столько реформировала, сколько создавала вновь систему губернских и уездных органов, и в особенности судебных. В указанном документе присутствуют процессуальные нормы, государственно-правовые, административно-правовые нормы, которые совместно с нормами финансового, семейного права говорят о высоком для своего времени юридическом наполнении законодательного акта. Особенностью документа является то, что текст его написан достаточно понятным языком, причем все вводимые термины чисто русские, в отличие от указов Петра I . Большое внимание в указе уделено судебным органам, в частности, процессуальным формам их деятельности. Зримо просматривается отделение судебных органов от губернских и уездных административных органов управлений. На основании Учреждения о губерниях, который состоял из двух актов (частей) (первый был подписан 7 ноября 1775 года, а второй – 4 января 1780 года) судебная система в России и в Пермской губернии была создана в соответствии с сословным принципом. Созданная в Пермской губернии судебная система стала самостоятельной ветвью государственной власти отдельно от губернской администрации. Необходимо отметить, что впервые в Пермской губернии на губернском и уездном уровне были созданы специальные судебные органы. В Пермской губернии были созданы две судебные инстанции: низшая – в уездах, высшая – в губернском городе Перми. Членами судов являлись выборные заседатели. Высшими судебными органами губернии были Палаты уголовного и гражданского суда. В фонде 316 ГАПК хранится «Положение о числе секретарей, канцеляристов и нижних слушателей в правительствах Пермской губернии и ея уездов», составленное и подписанное в 1783 году генерал-губернатором Е.П. Кашкиным и пермским губернатором генерал-майором И.В. Ламбом. Согласно указу об Учреждениях и упомянутому Положению судебная система была разделена на губернскую и уездную. К губернским относилась Палата уголовных дел, Палата гражданского суда, совестной суд, верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа; к уездным – уездный суд, нижний земский суд, нижняя расправа. Место пребывание губернских судебных органов имелось в губернском городе Перми, а уездных – в городах Чердыни, Соликамске, Кунгуре, Осе, Оханске. Уездные судебные органы являлись судами низшей инстанции. В уездном суде заседал судья и два заседателя, которые избирались местным дворянством и утверждались губернатором. Обеспечением деятельности, например, Оханского уездного суда, занимались «служители»: 1 секретарь 14-го класса, 2 канцеляриста, 2 подканцеляриста, 4 копеиста (занимались копированием судебных документов), 1 переплетчик и 1 сторож – итого 10 человек. Историческая справка: современные районы Пермского края Частинский, Б.-Сосновский, Очерский, Верещагинский, Оханский, Нытвенский, Карагайский входили в состав Оханского уезда. В связи с проживанием на территории Кунгурского и Осинского уездов «иноверцев», т.е. мусульманского вероисповедания татаро-башкирского населения, в состав уездных судов полагалось по одному переводчику 14-го класса. В суде рассматривались гражданские и уголовные дела, а также поземельные споры. Причем поземельные вопросы решались на месте, где находились спорные межи и границы. Инициатива в возбуждении дела уездному суду не принадлежала, судебное разбирательство происходило по жалобе или иску частного лица, либо стряпчих (помощники прокурора), либо по настоянию иного судебного или вышестоящего административного органа. Уездный суд окончательно решал малозначительные гражданские дела, цена иска которых была ниже 25 рублей. Недовольные решением суда могли передать его на рассмотрение в вышестоящий Верхний земский суд. По уголовным делам уездный суд имел право на окончательное решение всех дел, за исключением тех, по которым подсудимые могли быть подвергнуты наказаниям в виде смертной казни, лишения дворянской чести или торговой казни. Уездный суд получал указы от Палат уголовного и гражданского суда и Верхнего земского суда, а обращался к ним с рапортами. В Нижней земский суд (нижестоящий орган) уездный суд направлял указы и сообщения городничим. Уездные суды подчинялись Верхнему земскому суду. Именно туда направлялись апелляции на решения уездных судов, жалобы и тяжбы дворян и на дворян, чиновников, гражданские и уголовные дела, а также дела, касающихся вотчин, завещаний, права наследования и исковые. Верхний земский суд решал дела мещан и государственных крестьян, которые по правилам апелляции направлялись из нижних судов в Верхний. Гражданские тяжбы суд мог окончательно решить при цене иска до 100 рублей. Недовольные решением суда стороны могли переноситься в вышестоящую судебную инстанцию – гражданскую палату. «Уголовные дела, по окончании сентенции, не производя ее в действие, да отошлются из Верхнего Земского Суда для ревизии в Палату Уголовного Суда». Необходимо уточнить, что «сентенция» слово латинское и означает приговор. Уездный суд собирался 3 раза в году при условии, если не возникали «дела чрезвычайные». Первое заседание начиналось 8 января и продолжалось до страстной недели, то есть за неделю до Пасхи, второе – после Троицына дня до 27 июня и третье – от 2 октября по 18 декабря. Самой короткой была летняя сессия. Чтобы не волокитить рассмотрение судебного дела, судьям предписывалось оканчивать дела в один срок, например, от 2 октября до 18 декабря. В первую очередь это касалось тех дел, где обвиняемые находились под стражей. В статье 207 Учреждения прописано, что если «таковое дело оставил (суд – Ю.Н.) три срока заседаний без решения, то члены уездного суда лишаться годового жалования в пользу терпящего или его наследников, или уездных школ». Так что затягивать судебное разбирательство членам уездного суда было явно не выгодно. Правда, в статье 208 Учреждения уточняется, что заседания уездного суда могли проходить и в другие сроки по «приказанию губернатора». Необходимо отметить, что сроки заседания уездного суда совпадали со сроками заседаний и вышестоящего суда – Верхнего земского суда. Верхний земский суд разделялся на два департамента: первый занимался уголовными делами, а второй гражданскими. В каждом из департаментов заседали один председатель и 5 заседателей. В Верхний земский суд выносились апелляции на решения уездных судов, дворянской опеки и нижних земских судов. Верхний земский суд был всесословным, где решались дела как дворян и чиновников, так и разночинцев. В статье 174 Учреждения прописано: «Буде кто недоволен решением Верхнего Земского суда, тот через неделю неудовольствие свое да объявит сему Суду, и тогда жалобу свою для ревизии внести же в Палату…», то есть в зависимости от состава дел в Палату уголовного суда или Палату гражданского суда. Членам Верхнего земского суда, так же как и Уездного суда, предписывалось судебные дела оканчивать в один срок, например с 2 октября по 18 декабря, особенно это касалось лиц, «кто содержится под стражей». А если члены суда не управлялись с решением за все три годовых срока, то лишались годового жалования. По гражданским делам Верхний суд мог окончательно решать тяжбы при цене иска до 100 рублей, в остальных случаях дела передавались в Палату гражданского суда. Все уголовные дела проходили обязательную ревизию в Палате уголовного суда. Необходимо отметить, что с созданием губернской судебной системы произошла и реорганизация прокуратуры. Прокуроры были учреждены при губернском правлении и Верхнем земском суде. При Верхнем земском суде находились: «…Прокурор, Стряпчий казенных дел, Стряпчий Уголовных дел». Прокурору суда помогали стряпчие при осуществлении надзора за судом. Прокурор суда подчинялся губернскому прокурору. Самой главной для Пермской губернии судебной инстанцией, для всех сословных судов губернии стал общесословный судебный орган – Палата уголовного суда и Палата гражданского суда. В статье 106 Учреждений о губерниях прописано, что «Палата Уголовного Суда… есть как Юстиц-коллегии Департамент, которому поручаются особенно уголовные дела… в той Губернии». Выше сообщалось, что в Палату направлялись на ревизию уголовные дела для прилежного рассмотрения и «… сходственно с законами, сколь для оправдания невинности, столь и для приведения в ясность преступления или обличения преступника». Такой же ревизией только гражданских дел занималась Палата гражданских дел. В Палатах заседали по одному председателю, по два советника и по два асессора. В утвержденных 26 января 1781 года Екатериной II штатах чиновников Пермской губернии председатели Палат уголовного и гражданского судов, а также их советники и асессоры подчеркнуто прописаны после губернатора и впереди вице-губернатора, что, естественно, демонстрировало особую государственную значимость судебных органов власти. Не случайно годовые оклады председателей Палат были на 240 рублей выше, чем оклад губернского прокурора. В статье 130 Учреждения уточнялось, что решения одной Палаты не может быть отменено решением другой Палаты. 131 статья Учреждения сообщает, что в случае несогласия с решением Палат жалобу необходимо подавать в Правительствующий Сенат. При этом уточняется, что «перенос дел из Палат в Сенат запрещается, буде тяжба идет о деле, которого цена ниже 500 рублей». Касаясь деятельности Палат (уголовного и гражданского судов) необходимо отметить, что назначение председателей Палат происходило по личному повелению императрицы Екатерины II, а советников и асессоров назначали Сенатским указам. Вышестоящими органами для Палат уголовного суда и гражданского суда являлись императрица и Сенат, именно от них в Палаты направлялись указы, а председатели Палат подавали им рапорты и донесения. Отделению судебных Палат от власти губернатора придавалось Екатериной II особое значение, как важному аргументу для укрепления вертикали государственной власти. Видимо, далеко не случайно императрица поставила в Учреждениях главу «О должности Палаты Уголовного Суда» сразу после главы о губернском правлении, тем самым усиливая значимость судебной власти. Важно отметить, что впервые в России произошло разделение суда на уголовный и гражданский на уровне всех инстанций. Созданная в 1781 году в Пермской губернии судебная система создала основу судопроизводства, которое практически сохранилось и до XXI века. Развитие судебной системы России происходило вместе с развитием государственного управления, и все изменения, которые в ней происходили, становились частью управления страной. Юридическое оформление судебной системы как самостоятельной структуры власти стало важным историческим событием периода правления Екатерины II. Именно в XVIII веке в России устанавливается различие между законом, административным распоряжением и судебным решением, а органы власти теряют несвойственную для них судебную функцию. Таким образом, серьезный шаг к большей справедливости судебных приговоров был сделан еще при Екатерине. Ее историческая реформа, готовившаяся тщательным образом не один год, по сути дела явилась актом революционного характера, а вновь созданная судебная система взялась за наведение порядка в стране с чувством огромной ответственности перед императрицей и российским государством. Таким образом, современная российская и губернская судебная система имеет все основания считать, что ее корни находятся в глубине веков и прошли проверку на прочность временем. Судебная платформа, которая была заложена Указом Екатерины II, и по сей день имеет удивительно актуальное звучание. Судьи XXI века, продолжая дело своих прапрадедов, развивают и совершенствуют устройство судебное, поднимая престиж и доверие к собственной деятельности и все более тесно сближая понятия закона и справедливости. Создание новой ветви власти – судебной, а в ней губернских палат уголовного и гражданского судов и других судебных органов, является достаточным основанием для утверждения, что днем образования современной судебной системы России необходимо считать 7 ноября 1775 года, день подписания Указа Учреждения о губерниях Екатериной II. Юрий Николаев, к.ю.н., доцент Материалы по теме ИСТОЧНИК// Пермский краевой суд