Для взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак недостаточно быть правообладателем товарного знака, необходимо также использовать товарный знак для индивидуализации товаров, работ и услуг. При этом использование правообладателем товарных знаков исключительно для получения доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может служить основанием для взыскания компенсации.
Так, общество А обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу Б о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Как следует из материалов дела, общество А является правообладателем спорного товарного знака, зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации сроком действия до 11.11.2020, что подтверждается свидетельством на товарный знак.
Судебными актами по иному делу установлено, что общество Б нарушило исключительные права общества А путем ввоза на территорию Российской Федерации игрушек с нанесенным на упаковку спорным товарным знаком без разрешения правообладателя. Решением арбитражного суда товар признан контрафактным.
Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами.
Исходя из п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных лицензионным договором пределах.
В силу подп. 1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Системный анализ данных норм права позволяет прийти к выводу о том, что реализация и защита исключительного права на товарный знак предполагает его реальное использование в целях индивидуализации товаров, работ и услуг при осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Представленными в суд доказательствами подтверждено, что истец не использует зарегистрированные на его имя товарные знаки для индивидуализации товаров, работ и услуг, использует их исключительно для подавления экономической самостоятельности иных участников гражданского оборота и для получения доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и, что особенно важно, действия истца не являются источником ценности товарных знаков.
Следовательно, можно прийти к выводу о том, что цель регистрации и использования товарных знаков истцом противоречит основной функции товарного знака, состоящей в индивидуализации производимых и реализуемых товаров, и свидетельствует о недобросовестном поведении правообладателя, о злоупотреблении своим правом, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, правомерно отказал в удовлетворении иска о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак.
Ознакомиться с полным текстом Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2015 г. № 17АП-17695/2014-ГК по делу № А60-24056/2014 можно в справочной правовой системе КонсультантПлюс в разделе «Судебная практика».
Артем Манаев
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме