Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 24
  • +7 (342) 212-12-61
  • info@pravovsem59.ru

О взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак



tmДля взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак недостаточно быть правообладателем товарного знака, необходимо также использовать товарный знак для индивидуализации товаров, работ и услуг. При этом использование правообладателем товарных знаков исключительно для получения доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может служить основанием для взыскания компенсации. Так, общество А обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу Б о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Как следует из материалов дела, общество А является правообладателем спорного товарного знака, зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации сроком действия до 11.11.2020, что подтверждается свидетельством на товарный знак. Судебными актами по иному делу установлено, что общество Б нарушило исключительные права общества А путем ввоза на территорию Российской Федерации игрушек с нанесенным на упаковку спорным товарным знаком без разрешения правообладателя. Решением арбитражного суда товар признан контрафактным. Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами. Исходя из п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных лицензионным договором пределах. В силу подп. 1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Системный анализ данных норм права позволяет прийти к выводу о том, что реализация и защита исключительного права на товарный знак предполагает его реальное использование в целях индивидуализации товаров, работ и услуг при осуществлении предпринимательской деятельности. Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Представленными в суд доказательствами подтверждено, что истец не использует зарегистрированные на его имя товарные знаки для индивидуализации товаров, работ и услуг, использует их исключительно для подавления экономической самостоятельности иных участников гражданского оборота и для получения доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и, что особенно важно, действия истца не являются источником ценности товарных знаков. Следовательно, можно прийти к выводу о том, что цель регистрации и использования товарных знаков истцом противоречит основной функции товарного знака, состоящей в индивидуализации производимых и реализуемых товаров, и свидетельствует о недобросовестном поведении правообладателя, о злоупотреблении своим правом, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ. Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, правомерно отказал в удовлетворении иска о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Ознакомиться с полным текстом Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2015 г. № 17АП-17695/2014-ГК по делу № А60-24056/2014 можно в справочной правовой системе КонсультантПлюс в разделе «Судебная практика». Артем Манаев Первый пермский правовой портал Материалы по теме

Загрузка комментариев...