Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как наиболее уязвимая социальная группа нуждаются в особой заботе государства. Одной из основных задач государственной политики в области детства является совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих надлежащую защиту прав детей-сирот, в том числе жилищных.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о многочисленных проблемах, связанных с исполнением обязанности по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которого являются дети-сироты, в период их пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в исправительных учреждениях, а также за период пребывания у опекунов (попечителей), в приемных семьях.
Так, в течение текущего года обратились 10 законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за юридической помощью в случаях когда возникла задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в принадлежащем ребенку на праве собственности жилом помещении, где никто не проживает, а в случаях невыполнения обязанности по внесению платы лицами, проживающими в таких жилых помещениях (например, лицами, лишенными родительских прав, членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) обратилось не менее 20 опекунов(попечителей), приемных родителей.
Рассмотрим ситуацию, когда в принадлежащем ребенку-сироте жилом помещении в период его временного отсутствия никто не проживает.
Согласно статье 249 Гражданского Кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 30 Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
При этом неиспользование собственником принадлежащего ему помещения не является основанием невнесения платы за его содержание и ремонт, а также платы за коммунальные услуги (п.11 ст.155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме предусматривает плату за содержание и ремонт жилого помещения; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
Согласно части 1 статьи 37 Гражданского кодекса РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Согласно ст. ст. 18,24 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» законные представители детей-сирот под надзором органа опеки и попечительства обязаны принимать меры по обеспечению сохранности жилого помещения, принадлежащего ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Таким образом, законным представителям при обращении за юридической помощью доводится информация о том, что они обязаны оплачивать принадлежащее ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение за счет доходов подопечного. Также обращаем их внимание на то, что федеральное жилищное законодательство не содержит норм об освобождении детей, оставшихся без попечения родителей, от платы за жилое помещение в период их временного отсутствия.
Случаи, когда в жилом помещении, находящегося в собственности ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе общей долевой собственности совместно с лицами, лишенными родительских прав, проживают на законных основаниях родители, лишенные родительских прав, из-за неправомерных действий которых может образоваться задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период отсутствия ребенка, в практике распространены гораздо чаще.
В настоящее время законодательством не предусмотрены действенные правовые средства воздействия на лиц, из-за неправомерных действий которых образовалась задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Результаты анализа жилищного законодательства свидетельствуют об отсутствии правовых механизмов по формированию платежной дисциплины со стороны потребителей-собственников жилых помещений.
Представляется целесообразным рекомендовать опекунам, попечителям, приемным родителям в случае образования задолженности из-за действий лиц, лишенных родительских прав, являющихся сособственниками жилых помещений, обратиться в организацию, предоставляющую коммунальные услуги, с просьбой об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг согласно п. 117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Также рекомендуем своим клиентам, обратившимся за бесплатной юридической помощью, в судебном порядке решить вопрос об определении порядка и размера участия каждого сособственника в расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг жилого помещения пропорционально доле.
Подобное решение в дальнейшем является основанием для заключения с управляющей компанией, ресурсоснабжающими организациями соглашения по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги пропорционально доле в праве собственности и выдачи отдельных платежных документов для оплаты платежей.
Совершенно по-иному дело обстоит с исполнением обязанности по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение, где дети-сироты являются нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, в период их пребывания под опекой у третьих лиц.
В последние несколько лет нередко имеют место попытки коммунальных служб по месту постоянной регистрации подопечного ребенка истребовать часть или весь долг по коммунальным платежам с ребенка, находящегося под опекой (за счет средств на его содержание), или по достижении его совершеннолетия, то есть уже с лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует отметить, что в статье 71 ЖК РФ говорится, что «временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма». Это положение коммунальные службы толкуют как закрепление за ребенком обязанности по пропорциональной оплате коммунальных услуг даже после «временного» (т.е. до совершеннолетия) выбытия из жилого помещения. Однако подобное взыскание неправомерно. При обращении с такой проблемой, с целью защиты жилищных прав, ведется разъяснение и толкование норм гражданского и жилищного законодательства.
Исходя из содержания статьи 69 Жилищного кодекса РФ, речь идет о проживающих совместно с нанимателем супругом, детях и родителях, которые прямо указаны в договоре социального найма жилого помещения; все эти лица несут равные с нанимателем обязанности, включая обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Но даже проживающий совместно с биологическими родителями и указанный в договоре социального найма ребенок просто не имеет достаточной дееспособности, чтобы самостоятельно оплачивать свою долю коммунальных платежей. Поэтому в пункте 3 статьи 28 Гражданского кодекса РФ прямо устанавливается, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Это означает, что каждый дееспособный наниматель и его родитель обязаны оплачивать свою долю коммунальных платежей, но при этом обязанность по оплате доли несовершеннолетних детей лежит на обоих биологических родителях поровну (статья 61 Семейного кодекса РФ). И эта обязанность никак не прекращается с лишением биородителей прав, т.к.
согласно пункта 2 статьи 71 Семейного кодекса РФ «лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка». Более того, если в результате лишения родительских прав ребенок был изъят из биологической семьи, то он уже не относится к членам семьи, проживающим с нанимателем совместно. Факт непроживания по адресу постоянной регистрации может быть подтвержден временной регистрацией ребенка или в детском учреждении, или в семье опекуна/приемного родителя. Таким образом, несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения и находящийся под опекой не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользование которым сохранено за таким несовершеннолетним лицом.
В заключение немаловажно обратить внимание на то, что законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей часто запускают ситуацию, и обращаются за правовой помощью, когда сделать что-либо уже сложно - все процессуальные сроки пропущены. Для предупреждения подобного ведется постоянная разъяснительная работа с опекунами (попечителями), приемными родителями, что способствует повышению эффективности защиты жилищных прав детей-сирот.
Ведущий юрисконсульт отдела бесплатной юридической помощи ГКУ«Государственное юридическое бюро Пермского края»
Миниахметова Гульфира Ильгизовна