Практически все пользователи услуг мобильной связи периодически сталкиваются с тем, что со счета мобильного телефона «пропадают деньги». Как правило, это связано с тем, что «вдруг» подключилась какая-то платная подписка. С 01.05.2014 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (Федеральный закон от 23.07.2013 г. №229-ФЗ), вводящие особое регулирование контент-услуг. Сможет ли он защитить от беспредела операторов?
Что такое контент-услуги?
Закон №229-ФЗ вносит в перечень основных понятий Федерального закона «О связи» понятие «контентные услуги», то есть вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи.
Сайт одного из ведущих мобильных операторов информирует, что под контент-услугами понимаются услуги развлекательного и информационного характера, такие как: графические и музыкальные файлы, текстовая информация, информация о местоположении, видеоролики, речевые сообщения и т п.
Таким образом, это, как правило, возможность получать на мобильный телефон мультимедиа-файлы, прогноз погоды и т.д., которая реализуется, как правило, через платные СМС-сообщения.
Порядок оказания услуг или их оплаты
Новеллой закона является обязанность оператора создавать абоненту отдельный лицевой счет для оплаты контент-услуг, если они оказываются с привлечением третьего лица. При этом оператор самостоятельно рассчитывается за оказанные абоненту услуги.
До получения согласия абонента об оказании контент-услуг оператор связи должен предоставлять абоненту следующую информацию:
- о тарифах на услуги;
- о кратком содержании данных услуг;
- о лице, предоставляющем конкретную услугу;
- о лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.
Между тем не определено, каким образом данная информация должна доводиться до абонента. Очевидно, это должно быть СМС-сообщение с предложением подключить соответствующие услуги. Хуже, если операторы попытаются обойти данное правило, высылая абонентам лишь общую информацию с указанием на веб-страницу, где можно отыскать подробности.
В законе определены требования к получению согласия абонента на получение контент-услуг: оно должно быть выражено посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг, то есть конклюдентных действий.
Представляется, что данное определение достаточно размыто и не позволяет в полной мере защитить права абонентов. Нередко при появлении на экране информации о платных услугах для их подключения бывает достаточно случайного нажатия клавиши. Отключение же всегда представляет куда собой более сложный процесс. Что и говорить об абонентах, которые «не дружат с техникой», но в последние годы активно входят в сегмент услуг мобильной связи. Навязывание платных услуг дошло до такой степени, что сегодня некоторые операторы гордятся новой услугой: отключение всех платных подписок, и рекламируют это как свое достижение.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день судебной практики, в качестве согласия абонента рассматривают:
-
направление СМС-сообщения на номер, содержащийся в оферте;
-
верификация телефонного номера на сайте и пополнение виртуального счета под своим аккаунтом;
-
указание своего номера телефона при регистрации на сайте в целях активации подписки на платные сервисы и последующий ввод кода, полученного абонентом в СМС-сообщении.
Спасение утопающих…
Как указано в законе, при нарушении изложенных требований контент-услуги не подлежат оплате.
Понятно, что деньги со счета абонента за якобы оказанные услуги всё равно будут списываться. Поэтому в случае возникновения таких проблем абоненту, по-видимому, всё равно придется обращаться в офис оператора и долго доказывать свою правоту.
Поэтому для тех, кто с техникой «на вы», наилучшим вариантом остается полное отключение приема СМС-сообщений. Полагаю, что в законе следовало бы предусмотреть право абонента заранее выразить несогласие с предоставлением контент-услуг и информации о них. Более того, автоматическая рассылка рекламной информации о контент-услугах противоречит
ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно данным статьям распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Следует вместе с тем заметить, что принятые поправки не касаются рассылки рекламных СМС-сообщений, которые в последнее время тоже докучают многим. Как правило, такую рассылку осуществляют третьи лица, и оператор не несет за это ответственности, так как базы данных абонентских номеров являются общедоступными. Операторы, напротив, тратят огромные средства в попытке защитить своих абонентов от спам-рассылок. Так, в ноябре 2013 г. один из крупнейших операторов связи стал блокировать СМС-сообщения, отправляемые с коротких номеров. Однако спамеры тут же подстроились под технические нововведения: стали рассылать сообщения с обычных федеральных номеров, благо осуществить подключение по-прежнему проще простого: кампании по «бесплатной раздаче» сим-карт по-прежнему в полном ходу.
Таким образом, сфера технических новинок по-прежнему остается одной из самых трудно поддающихся правовому регулированию. По моему мнению, внесенные изменения едва ли облегчать жизнь абонентам мобильной связи.
Анастасия Пьянкова, к.ю.н.
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме