Потерпевшие и свидетели являются участниками уголовно-процессуальных отношений. Их показания позволяют устанавливать обстоятельства дела и способствуют изобличению виновных. Чтобы эффективнее решать эти задачи необходимо знать особенности работы с этими лицами. Для получения от допрашиваемого показаний допускается использовать тактические приемы. В ч.2 ст. 189 УПК РФ сказано, что следователь свободен в выборе тактики допроса, однако, в силу ч.2 ст. 9 УПК РФ такие приемы не могут быть основаны на насилии, пытках, другом жестоком или унижающему человеческое достоинство обращении. Также, в ч. 2 ст. 189 УПК РФ запрещается задавать наводящие вопросы во время производства допроса1. При получении информации от свидетелей следует учитывать особенности ее формирования и фиксации в психики человека. Этот процесс состоит из следующих моментов: 1) восприятия человеком объекта; 2) отражения в памяти человека признаков воспринимаемого объекта (формирования его мысленного образа); 3) преднамеренного либо непроизвольного запоминания мысленного образа объекта (фиксирования его в памяти)2. Необходимо иметь в виду, что свободный рассказ свидетеля на допросе, важен для установления всех обстоятельств и воспроизведения картины произошедшего события. В ходе свободного рассказа допрашиваемый может указать в своих показаниях на такие детали события, которые, на его взгляд, не представляют интереса и значения для следствия и суда, но фактически играют большую роль в установлении обстоятельств дела. Нередки случаи, когда допрашиваемый дает ложные показания. И именно в свободной форме рассказа он может "проговориться", так как часто в показаниях вымысел переплетен с событиями, которые имели место и происходили в действительности3. Допрос потерпевшего проводится по тем же правилам, что и допрос свидетеля. Необходимо учитывать, что в связи с совершенным посягательством на жизнь потерпевшего, его здоровье, честь и достоинство личности, показания потерпевшего характеризуются повышенной эмоциональностью и могут быть даны в состоянии страха, стресса, отчаяния и т.п. Это обстоятельство обусловливает иногда отложение допроса потерпевшего до момента, пока его психическое состояние не придет в норму. На практике, при производстве допроса потерпевшего, возможно искажение картины происшествия, преуменьшение или преувеличение роли различных его участников. При повторном же допросе его показания, как правило, полнее, конкретнее, т.е. более объективны4. Фактический, морально-психологический и имущественный вред, причиненный потерпевшему преступником, с одной стороны, способствует тому, что в большинстве случаев у потерпевшего уже на начальном этапе расследования возникает общий со следователем психологический настрой и желание сотрудничать с ним по делу, а это существенно облегчает решение задач по установлению контакта и получению полных и достоверных показаний. С другой стороны, возникшие у потерпевшего в связи с причиненным ему преступлением вредом отрицательные эмоции могут быть причиной добросовестного заблуждения или сознательного искажения им обстоятельств дела, что нередко затрудняет установление и поддержание коммуникативного контакта и получение достоверных и объективных показаний5. Таким образом, учет процессуальных и психологических составляющих показаний свидетелей и потерпевших позволяет не только точно устанавливать обстоятельства дела, но и исключить возможность признания судом полученных таким путем доказательств недопустимыми. Литература: 1. Капустянский В.В. Допрос как средство достижения целей на стадии предварительного расследования уголовных дел // СПС «Консультант Плюс». 2. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. Москва, 2003. С.14–15. 3. Корнеева О.А., Воробьев П.Г. О свободном рассказе при допросе свидетеля // СПС «Консультант Плюс». 4. Корнеева О.А. Проблемы тактики допроса свидетеля и потерпевшего по УПК РФ // СПС «Консультант Плюс». 5. Пахомов С.Н. Психология допроса потерпевших // СПС «Консультант Плюс». Островский М.А., студент, научный руководитель: к.психол.н., доцент Шмыков В.И., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь © Островский М.А., 2012 Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме