Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений, наиболее общественно опасным из которых является взяточничество. Взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие. В широком смысле под взяточничеством понимается получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). С июля 2017 года законодателем в УК РФ введена отдельно ответственность за мелкие взятки (ст. 291.2 УК РФ). Всего в 2016 году в Пермском крае выявлено 671 преступление коррупционной направленности. При этом в 2016 году выявлено 93 факта получения взятки, 141 — дачи, 2 — посредничества. Также выявлено 56 фактов мелкого взяточничества, в т. ч. 47 — дачи мелких взяток, 9 — получения. В получении взяток изобличено 13 лиц, даче — 113, посредничестве — 3. Выявлено 43 лица, давших мелкие взятки, и 4 получателя мелких взяток. В числе лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 290 УК РФ, 8 сотрудников правоохранительных органов, 2 руководителя муниципальных учреждений, 1 лесничий, 2 преподавателя вузов. Так, 22.06.2016 прокуратурой края в суд для рассмотрения по существу направлено уголовное дело в отношении бывшего начальника отдела тылового обеспечения ГУФСИН России по Пермскому краю Алексея Гануша по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом лично взятки в особо крупном размере за совершение в пользу взяткодателя и представляемых им лиц действий, входящих в его служебные полномочия, и за действия, которым он в силу должностного положения мог способствовать, а равно за общее покровительство по службе). Установлено, что за оказание общего покровительства и создание условий для стабильной финансово-хозяйственной деятельности на территории исправительных учреждений, по требованию Гануша, бизнесмен приобрел 2 нежилых помещения площадью более 140 кв. м., стоимостью 14 млн рублей, оформив их в собственность на мать, а также автомобиль «LAND ROVER FREELANDER», стоимостью более 2 млн рублей, оформив его на сестру. За передачу взятки Ганушу А. М. в несколько приемов на общую сумму более 15 млн рублей в 2012–2013 годах бизнесмен беспрепятственно осуществлял предпринимательскую деятельность по поставкам готовой продукции путем заключения договоров с ФКУ ИК-12 ОУХД и ФКУ ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в том числе, незаконно, минуя процедуру проведения конкурсных процедур в ФКУ ИК-12. Приговором суда Ганушу назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в однократном размере суммы взятки 15 млн рублей, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Все имущество, полученное им в качестве взятки, конфисковано и обращено в собственность государства. Также широкий общественный резонанс получило вынесение приговора Ленинского районного суда г. Перми от 15.02.2016 по уголовному делу в отношении руководителя Краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края Сергея Белоконя по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Установлено, что в период с 03.07.2013 по 08.09.2014 Белоконь С. И. получил взятку в размере более 1 млн рублей в виде оплаты ему учредителем коммерческой организации найма квартиры, в которой он проживал вместе с членами своей семьи. За взятку чиновник оказывал покровительство и попустительство коммерческой организации, выполнявшей работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Белоконю назначено наказание в виде реального лишения свободы сроком 8 лет в исправительной колонии строгого режима со штрафом 73,5 миллиона рублей. Также в 2016 году прокурором края направлено в суд уголовное дело № 1392 в отношении директора Муниципального учреждения «Управление капитального строительства Пермского муниципального района» Дмитрия Мосягина, обвиняемого по п. «в» ч. 3 ст. 286, п. «в» ч. 5 ст. 290 и ч. 6 ст. 290 УК РФ. По версии следствия, Мосягин, на которого были возложены полномочия по контролю реконструкции здания детского сада в д. Горшки в Пермском районе, в 2013 году разрешил представителям подрядчика заменить предусмотренный проектной документацией для возведения стен кирпич на блоки из пенобетона неавтоклавного твердения. В результате строительства из ненадлежащего материала здание в настоящее время не может быть использовано, так как существует угроза его обрушения. Ущерб бюджету Пермского края составил около 28 млн рублей, бюджету Пермского муниципального района на сумму более 8 млн рублей (строительство финансировалось из этих бюджетов). Кроме того, Мосягин обвинялся в получении от тех же представителей подрядчика в течение 2010-2012 годов взяток на общую сумму свыше 3 млн рублей за покровительство при получении и исполнении муниципальных заказов. Приговором Индустриального районного суда г. Перми чиновник признан виновным в инкриминируемых деяниях, ему назначено наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Таким образом, в 2016 году на территории края, сохранялась тенденция выявления правоохранительными органами фактов взяточничества совершаемых руководителями краевого уровня, главами муниципальных образований, другими должностными лицами, наделенными властными полномочиями. С. Дьячков, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Материалы по теме