Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право»
Конституция – это основополагающий акт государства, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, регулирующий наиболее важные отношения между человеком, гражданским обществом и государством. В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы, регулирующие налогообложение.
Автор выбрал тему о конституционном аспекте регулирования налоговых отношений, так как считает, что недопустимо использовать исключительно отраслевой подход в регулирования налогообложения, а должна быть выработана концепция правового регулирования в сфере налогов и сборов на основе конституционных норм.
Статья 15 Конституции РФ говорит о её высшей юридической силе и прямом действием на территории РФ1. Налоговый кодекс РФ в п. 1 ст. 1 устанавливает, что законодательное регулирование налогообложения состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах2. В отличие от других отраслей права, законодатель не закрепляет за Конституцией статуса источника налогового права. Но нельзя забывать и о прямом действии Конституции, а это означает, что она подлежит реализации независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих ее нормативных актов3.
Н.И. Химичев считает Конституцию РФ главным источником финансовых отношений и основным источником налоговых отношений4. Несколько иная точка зрения содержится в мнении А.А. Тедеева, который указывает, что источником налогового права являются положения Конституции РФ, непосредственно содержащие как налогово-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральное направление совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения5. В.В. Гриценко считает, что с данным положением нельзя согласиться полностью, так как А.А. Тедеев в одном случае считает источником налоговых правоотношений Конституцию РФ, а в другом – ее положения.
Автор считает, что конституционные нормы охватывают нормы не только Конституции, но и всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, относящихся к предмету отрасли конституционного права. К основаниям, определяющим статус Конституции как основного источника регулирования налогообложения, можно отнести следующее:
- Конституция РФ содержит налогово-правовые нормы, например ст. 57, которая прямо закрепляет обязанность платить строго установленные налоги и сборы. Таким образом, нормы Конституции РФ имеют прямую налогово-правовую направленность.
- Исключение Конституции из источников налогового права нарушает классические положения общей теории права, которые снабжают Конституцию статусом Основного Закона государства, нарушая при этом иерархию законов по юридической силе.
- Если налогово-правовая норма вступит в противоречие с конституционной, то, безусловно, будет действовать последняя.
- По мнению В.Е. Кузнечковой, основным источником правового регулирования института обжалования в налоговом праве в первую очередь следует считать Конституцию РФ6.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публично-правовой характер. Об этом свидетельствует Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 20-П, в котором говорится, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»
7. Данная конституционная обязанность имеет публично-правовой, а не частноправовой характер, что объясняется публично-правовой природой государства и государственной власти, по смыслу ст. ст. 1, 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации.
Налог – это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Рассмотрев в первом приближении вопрос конституционного регулирования налогообложения, автор считает, что, если говорить о полноте конституционного регулирования налоговой сферы, упоминание термина налога в пяти статьях Конституции РФ является недостаточным для устойчивого функционирования налоговой системы в современных условиях. В современной Конституции России, как и в прежних советских конституциях, должен появиться специальный раздел (глава или статья), закрепляющий конституционные основы регулирования налогообложения.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011).
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура. - 2002. - С. 109.
4. Химичева Н.И. Система и источники финансового права. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. - 2003. - С. 54.
5. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: Приор-Издат. - 2004. - С. 77.
6. Затулина Т.Н. Конституционное регулирование налоговых отношений // Налоги. 2007. N 4.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции».
© Бурдин В.О., 2012
Бурдин В.О., студент, научный руководитель: к.ю.н., Худолей Д.М., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь
Источник:
Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года)
Материалы по теме