Частные судебные приставы
В последнее время увеличилось количество сторонников создания института частных приставов-исполнителей. Рассмотрим основные аргументы в пользу введения такого института.
Главный довод заключается в том, что введение института частных исполнителей наряду с судебными приставами-исполнителями может позволить снизить их нагрузку и расширит их возможности и качество ведения исполнительных производств, как это произошло с нотариатом, который прежде тоже был государственным, но в связи с постоянно возрастающей нагрузкой появились частные нотариусы.
Указывается, что повышение заинтересованности в результатах работы и сокращение государственных расходов на содержание, подготовку и реформирование системы принудительного исполнения будет достигнуто за счет самофинансирования негосударственных приставов-исполнителей. А возможный риск причинения убытков от неправомерных действий или непрофессионализма пристава-исполнителя будет покрываться обязательным страхованием деятельности негосударственного пристава-исполнителя.
Также предлагается совместить частнопрактикующие образования с государственными, определив и законодательно закрепив компетенцию каждых, например, возложив на государственные органы исполнение судебных решений в том случае, когда существует опасность возникновения физического конфликта, для урегулирования которого необходимы государственно-властные полномочия.
Скорее всего, законодатель пойдет по такому пути, так как в настоящее время в России приставами уже используются частноправовые услуги в виде привлечения частных розыскных фирм по поиску должника, его имущества и денежных средств, привлечения частных организаций для проведения торгов с целью реализации имущества, его хранения и оценки.
Французская модель судебного пристава-исполнителя
Адаптация международного опыта особенно актуальна для современного российского общества, открытость которого требует подготовки новых управленческих кадров, которые бы не только в совершенстве владели технологией управления, но и были конкурентоспособны на международном уровне.
Достижению данной цели может способствовать более глубокое изучение существующих международных программ подготовки государственных гражданских служащих. В качестве перспективного направления развития системы государственной службы в Российской Федерации возможно предложить адаптацию опыта стран Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD), международной экономической организации развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
В странах OECD существуют два основных принципа комплектации кадрового состава государственной службы:
- принцип служебного роста (career-based);
- принцип конкуренции (position-based).
Системы подбора кадров, основанные на принципе служебного роста, набирают будущих чиновников на стадии завершения вуза либо на раннем этапе их профессионального продвижения, часто на конкурсной основе. Для данной системы характерны значительные инвестиции в развитие и совершенствование навыков чиновников, преследующее целью достижение их квалификационного соответствия занимаемым должностям. Служебный рост государственных служащих в данной системе происходит на основе централизованного регулирования и имеет четко обозначенные этапы.
Системы, основанные на принципе конкуренции, обладают более открытой процедурой подбора кадров, предполагая наличие открытого конкурса на замещение всех вакантных должностей государственной гражданской службы. Для данных систем характерна большая децентрализация в вопросе подбора кадров и служебного продвижения.
Несмотря на то, что рассматриваемые системы практически не бывают реализованы в чистом виде, сочетая, как правило, элементы друг друга, в системе государственной службы той или иной страны возможно выделить преобладание признаков одной из описанных выше систем.
Принцип комплектации кадров государственной службы в Российской Федерации в большей мере обладает чертами системы, соответствующей принципу служебного роста. Данная система предполагает формирование кадрового резерва на основе выпускников соответствующих профильных вузов и предусматривает переподготовку служащих в соответствии с принципом повышения квалификации.
Анализ существующих в странах OECD систем подготовки государственных служащих позволяет сделать вывод, что наиболее актуальным примером эффективной демократической системы подготовки государственных гражданских служащих может служить программа, осуществляемая Национальной школой администрации Франции (The Ecole Nationale d'Administration, ENA). Данный вывод объясняется тем, что Франция не только придерживается сходной с российской системы комплектации кадрового резерва по принципу служебного роста, но и имеет схожий централизованный институт подготовки кадров в сфере государственной гражданской службы и управления.
В настоящее время во Франции исполнительное производство осуществляется несколькими лицами: судебными исполнителями, генеральными прокурорами, прокурорами Республики, командирами и офицерами полицейских сил.
Сочетание государственного и негосударственного подходов
Однако основные действующие лица – это судебные исполнители. Их правовой статус сочетает в себе элементы независимого практикующего лица и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план выступают черты государственного служащего в статусе исполнителя.
Требования, предъявляемые к кандидатам в исполнители, очень строгие. Система подготовки судебных приставов многоуровневая и состоит из подготовки пристава, подготовки сотрудников, работающих с судебными приставами, и непрерывного обучения судебных приставов.
Подготовка пристава включает в себя:
- получение высшего юридического образования. Кандидат должен изучить юридические дисциплины и обладать степенью не ниже магистра права;
- практические занятия по специальности. После получения диплома о высшем образовании кандидат регистрируется в списке стажеров и прикрепляется к одному из офисов судебных приставов, где проходит стажировку в течение 2 лет в режиме полного рабочего дня;
- теоретическая подготовка в свободное время. Она включает в себя факультативную подготовку и обязательную подготовку. Факультативная подготовка проводится в Национальной школе исполнительного производства (The National School of Procedure), которая была создана Национальной палатой судебных приставов в1960 г.
Подготовка сотрудников проводится в течение 6 лет, за которые они проходят обучение на 3 блоках взаимосвязанных двухгодичных курсов. По окончании второго года обучения стажер сдает экзамен и получает диплом.
После окончания регулярной профессиональной подготовки Национальной палатой судебных приставов организуется квалификационный экзамен, который происходит два раза в год.
В связи с постоянными изменениями законодательства во Франции действует система непрерывного образования судебных исполнителей: на отделении непрерывного образования судебных приставов Национальной палаты судебных приставов, в ходе проведения профессиональных встреч и семинаров, в ходе изучения журналов и профессиональных изданий.
Таким образом, во Франции судебные приставы не только обладают монополией на исполнение судебных решений, но также являются квалифицированными и заслуживающими доверия юристами. В дисциплинарном подчинении судебные исполнители находятся у прокуроров Республики.
О назначении на должность судебного исполнителя выносится приказ министра юстиции. До издания названного приказа прокуратура соответствующего территориального округа и Департаментская палата дают свое заключение. После этого исполнитель приносит присягу перед судом того округа, при котором учреждена данная должность.
Одной из последних стран, внедривших французскую модель исполнительного производства, является Литва. С января2003 г. литовские судебные исполнители утратили статус государственных служащих, получив статус «свободных профессионалов».
Замещение должности судебного исполнителя проводится на конкурсной основе. Закон обязывает судебных исполнителей иметь университетское юридическое образование. Повышению качества исполнения способствовало и закрепление принципа полной имущественной ответственности судебного исполнителя за нанесенный им неправомерными действиями ущерб клиенту. Корпоративная ответственность судебных исполнителей повышает уровень доверия к системе принудительного исполнения Литвы и в то же время ложится дополнительным бременем на взыскателя. Особенностью литовской модели является и то, что расходы по исполнению покрываются взыскателем авансом.
Евгений Матвеев
Источник: Первый пермский правовой портал
Материалы по теме