Более четырех тысяч семей в Прикамье живут в частных домах, не имея документов, подтверждающих факт о предоставлении земли и разрешения на строительство. О том, почему так случилось и что с этим делать, рассказала заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края Лилия Ширяева.
— Каковы истоки данной проблемы?
— В советские годы жителям Пермского края предоставлялись земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. Однако сам факт предоставления земли и разрешения на строительство какими-либо официальными документами не подкреплялся.
По прошествии времени, когда граждане получили право приватизации квартир, владельцы этих участков оказались лишенными этого права. Многие стали обращаться в суды за отстаиванием своих прав. Однако судебная система апеллирует к наличию документов, которых в большинстве случаев просто нет.
По информации органов местного самоуправления, в Пермском крае с такой проблемой столкнулись жители 3729 индивидуальных и блокированных жилых домов. Они были построены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», а сведения об отводе земельных участков для целей их строительства не сохранились. Такая ситуация характерна как для городских, так и для сельских населенных пунктов Пермского края.
В большинстве случаев указанные выше граждане самовольного строительства не осуществляли. Наличие таких «самовольных построек» обусловлено особенностями законодательства, действующего до 90-х годов прошлого столетия. Эти особенности, в первую очередь, касались жителей сельских населенных пунктов, а также поселков, расположенных вокруг крупных городов, строительство которых осуществлялось в 30-50-х годах прошлого века.
В соответствии с действовавшим в тот период законодательством пользование земельным участком, на котором допускалось строительство жилого дома и иных построек, осуществлялось:
В сельской местности земли предоставлялись колхозам в бессрочное пользование. Колхозникам и другим гражданам – не членам колхоза – земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставлялись из свободных земель приусадебного фонда колхоза по решению общего собрания членов колхоза.
В конце 50-х годов прошлого века в соответствии с
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1957 № 931 «О развитии жилищного строительства в СССР» земельные участки в поселках индивидуального строительства отводились предприятиям и учреждениям с последующим закреплением участков по решению администрации предприятия (организации, учреждения) за отдельными застройщиками, работающими в этих организациях.
Жилищное строительство, осуществляемое непосредственно с трудовым участием рабочих и служащих предприятий и организаций, производилось как за счет ассигнований на жилищное строительство по планам капитальных вложений, так и за счет других средств, используемых в установленном порядке предприятиями и хозяйственными организациями.
Таким образом, в период до 1991 г. действующее законодательство не только не исключало возможность предоставления гражданам земельных участков по решению администрации совхоза, предприятия, организации или учреждения, по решению общего собрания членов колхоза, но и непосредственно регламентировало отношения, возникающие в связи с таким предоставлением (
ст. 60, 64, 65, 69, 73 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970).
С ростом городов в их границы включались и земельные участки, ранее находившиеся в пользовании предприятий, организаций и учреждений, а также колхозные земли. При этом
ст. 13 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 фактически запрещала исполнительным комитетам сельских, поселковых и районных Советов народных депутатов предоставлять земельные участки из земель, входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Указанные нормы Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 утратили силу только в 1991 г. в связи с принятием
Постановления ВС РСФСР от 25.04.1991 № 1103/1-1.
Представленная муниципальными образованиями Пермского края информация о наличии жилых домов, право собственности на которые не может быть зарегистрировано в установленном порядке, свидетельствует, что значительное число актов о предоставлении земельных участков под строительство, принятых администрациями совхозов, предприятий, организаций или учреждений, общими собраниями членов колхоза в порядке, установленном законодательством, действовавшем в месте издания таких актов и на момент их издания, на государственное хранение не поступало и местонахождение таких актов не установлено.
—
Как и почему вы занялись данной проблемой?
— Впервые я столкнулась с этой проблемой в качестве заместителя главы администрации Перми. В тот период мы ждали разрешения ситуации на уровне Государственной Думы РФ. К сожалению, ни один из разработанных на тот момент законопроектов так и не был рассмотрен. Тогда часть регионов пошла по пути утверждения краевых законов. Став депутатом Законодательного Собрания края, я познакомилась с представителями инициативной группы микрорайона Средняя Курья города Перми. Именно эти активные и неравнодушные люди и стали двигателем процесса.
Начали с того, что вместе разобрали ситуации «по косточкам». Выявили как минимум три направления работы: юридическая поддержка в судах, решение вопроса на уровне города Перми, разработка краевого закона для самых сложных ситуаций.
Почти год ушел на то, чтобы согласовать позиции и представить сбалансированный законопроект. Задача сложная. С одной стороны, мы даем право на бесплатное получение земельных участков. С другой стороны, необходимо было исключить риски, связанные с мошенничеством. Поэтому мы сразу привлекли к работе над законопроектом представителей всех государственных органов, которые участвуют в процессе предоставления земли и оформления прав. Поэтому же было принято решение еще на стадии подготовки законопроекта (еще до его официального внесения в Законодательное Собрание края) получить мнение по законопроекту от широкого круга экспертов, включая надзорные органы. Получив исключительно только положительные рекомендации и заключения, мы вынесли проект на рассмотрение Законодательного Собрания. Искренне благодарю за поддержку всех участников данных процессов.
—
В чем суть данного законопроекта и когда он будет принят?
— Согласно законопроекту земельные участки предоставляются бесплатно, если исполнены следующие условия:
- дом построен до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 20 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым помещением;
- в отношении земельного участка под жилым домом отсутствуют ограничения либо запреты его предоставления в собственность гражданина (граждан), установленные в соответствии с земельным и (или) градостроительным законодательством;
- предоставление земельного участка под жилым домом не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В конце октября был сделан первый шаг к решению данной проблемы, а в наступившем году законопроект должен быть утвержден во втором, окончательном, чтении. Далее предстоит серьезная и ответственная работа по его реализации.
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме