25 октября начали действовать поправки к Закону о техническом регулировании. О том, чем они обернутся для производителей и продавцов продуктов питания, рассказывает начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Людмила Архапчева.
– Людмила Александровна, по каким причинам появились поправки к Закону о техническом регулировании?
– Строго говоря, это пакет из 2 федеральных законов: от 21.07.2011 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» и от 19.07.2011 N 248ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»
Данные поправки создают условия для международного признания отечественной системы аккредитации. Поправки вводят ряд европейских принципов. Другие изменения направлены на гармонизацию законодательства с актами Таможенного союза.
Регламенты и стандарты
– И какие это европейские принципы?
– Например, принцип «нового подхода». Он гласит, что технический регламент устанавливает общие требования безопасности к продукции и процессам ее проектирования, изготовления, транспортировки, продажи...
Конкретные требования перечисляют добровольные стандарты. Они показывают, как достичь целей технического регламента.
Этот принцип предполагался и ранее. Теперь он выражен в более явной форме (п. 4 ст. 7 Федерального закона N 184-ФЗ).
Еще одно понятие, которое заимствовано из Европейского союза, – это предварительный национальный стандарт. Он действует от 2 до 5 лет. Цель его принятия – накопить опыт для полновесного национального стандарта (ст. 16.2 Федерального закона N 184-ФЗ).
– Сколько имеется регламентов для продуктов питания?
– Государственная Дума пока приняла 4 технических регламента (если считать табачные изделия). До принятия соответствующего регламента действуют санитарные нормы. Они обязательны в части защиты:
- жизни (здоровья) граждан;
- окружающей среды;
- имущества;
- прав потребителей
(п. 1 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ).
Но практика складывается по-другому. Для надзорных органов и большинства предпринимателей СанПиНы на продукцию остаются обязательными в полной мере и после Федерального закона N 184-ФЗ.
Законодатель решил урегулировать эту ситуацию. Теперь федеральные органы власти должны разместить в Интернете все свои акты с обязательными требованиями. И указать, какие пункты являются обязательными (подп. 6 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ).
Регистрация
– Что изменилось в техническом регулировании после создания Таможенного союза?
– Для нас важно, что законодатель ввел термин «санитарно-эпидемиологические требования». Они содержатся в санитарных правилах, а в отношении продукции – в технических регламентах и документах, которые приняты в соответствии с международными договорами (п. 9 ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ «
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
– Например, в документах, которые приняты Таможенным союзом?
– Точнее, комиссией Таможенного союза.
Возьмем Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009. Во исполнение комиссия приняла решение от 17.08.2010 N 341 «
Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза». Это решение устанавливает правила оценки соответствия.
Оценка соответствия проводится в формах подтверждения соответствия (декларирования соответствия или обязательной сертификации), регистрации... Так, для некоторых видов продукции, которая ввозится на территорию Таможенного союза, необходимо свидетельство о государственной регистрации (разд. II решения КТС от 17.08.2010 N 341 (ред. от 02.03.2011), п. 3 ст. 7 Федерального закона N 184-ФЗ).
Свидетельство на бланках Таможенного союза стало выдаваться с 1 июля 2010 года. А российское законодательство требовало от этой же продукции санитарно-эпидемиологическое заключение либо свидетельство о государственной регистрации. (Последнее выдавалось на бланках Роспотребнадзора.) Поправки исключили это избыточное требование (п. 2 ст. 16 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 1 ст. 10 Федерального закона N 29-ФЗ «
О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.).
Санитарно-эпидемиологическое заключение уже не требуется и для новых видов пищевых продуктов и процессов, и для участков под строительство (п. 2 ст. 13, п. 4 ст. 15, п. 3 ст. 12 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 1 ст. 10 Федерального закона N 29-ФЗ).
– Какие еще формы оценки соответствия установил Таможенный союз?
– Кроме «Перечня товаров, подлежащих государственной регистрации» имеется «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов» (решение КТС от 07.04.2011 N 620 «
О НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ (ПОДТВЕРЖДЕНИЮ) СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА С ВЫДАЧЕЙ ЕДИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ КОМИССИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗ», ред. от 16.08.2011).
В последнем перечне нас интересует продукция, на которую выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение. Сейчас на такую продукцию принимаются, главным образом, декларации о соответствии с привлечением третьей стороны.
Декларация о соответствии
– Как оценивается соответствие у продуктов питания, которые изготовлены в России?
– Форму оценки соответствия устанавливает тот или иной технический регламент, а до его принятия – Правительство России. Для пищевых продуктов это декларирование соответствия (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, И ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ»).
Некоторые продукты питания подлежат государственной регистрации. Их перечень утвержден решением
КТС от 28.05.2010 N 299.
Новеллой является понятие продукции, которая впервые выпускается в обращение. Законодатель выделил здесь два условия: к этой продукции неприменимы документы по стандартизации из п. 1 ст. 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ и эта продукция относится к типу продукции, которая требует декларирования соответствия с участием третьей стороны.
Если условия наличествуют, изготовитель может принять декларацию на основе собственных доказательств (п. 3 ст. 25, п. 34 ст. 2 Федерального закона N 184-ФЗ).
Жизнь всех декларантов облегчит другая новация. Именно: декларация будет подаваться в уведомительном порядке в электронном виде (п. 6 ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ).
– То есть понизятся расходы предпринимателей...
– И этому будет способствовать создание национального органа по аккредитации – во имя очередного европейского принципа (п. 2.1 ст. 31 Федерального закона N 184-ФЗ).
Этот орган заменит ведомственные системы аккредитации. Он будет подтверждать полномочия испытательных лабораторий и органов по сертификации.
Андрей Пепелышев
Материалы по теме
ИСТОЧНИК// Журнал «
КонсультантПермь», N 11-12, 2011 г.