В современном мире важнейшим средством экономического развития, а также главным критерием культурного роста того или иного общества становятся инновации. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» («изменение»), и приставки «in-», которая переводится с латинского как «в направление», т.е. если переводить дословно «innovatio» – «в направлении изменений». Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. «Инновация» – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Вместе с тем, очевидно, что этому новому и многоаспектному термину довольно сложно дать объективное определение, поэтому каждый исследователь, выделяя тот или иной признак инноваций, акцентирует внимание на какой-то отдельной стороне исследуемого объекта. В условиях отсутствия единого методологического подхода к определению ключевых терминов научные понятия характеризуются неоднозначностью, а в случае с «инновацией» – имеют в большинстве только экономическое содержание. Этот фактор негативным образом сказывается на развитии полноценной теоретической научной основы инновационного развития и является существенным препятствием на пути разработки эффективно действующего законодательства и формирования на его основе инновационной экономики. Исходя из этого, перед юриспруденцией применительно к проблемам инновационного развития в первую очередь стоит задача комплексного теоретического правового исследования всей совокупности инновационных отношений и разработки методологической базы для правового регулирования таких отношений. Решение проблемы правового регулирования инновационной деятельности будет возможным лишь при условии формирования соответствующего представления об основных характеристиках и закономерностях инноваций, инновационной деятельности, инновационных процессов и т.д. Необходимо переходить к теоретико-познавательному правовому освоению терминов «инновация» и «инновационная деятельность», чего пока в российской юридической науке не сделано. В общественных науках инновацию, как правило, связывают с созданием новых знаний, решений, продуктов, существенными преобразованиями, модернизацией. Данный термин часто рассматривают как синоним терминов «новшество» и «нововведение», следствием чего является не только смешение понятий, но и чрезмерное обобщение его содержания, позволяющее под инновацией понимать любой отвечающий признакам новизны процесс или результат. Действительно, понятие «инновация» в общем смысле касается всех типов создания и развития чего-то нового, ведущего к уничтожению устаревшего либо к значительному повышению эффективности имеющегося. Речь идет о выработке новых полезных знаний в какой-либо сфере человеческой жизнедеятельности и их реализации в любом материальном воплощении с возможностью его воспроизводства. Это касается самых разнообразных сфер деятельности человека. Поэтому чаще говорят не об инновации как таковой, а об инновации в экономике, инновации в образовании, инновации в праве. С точки зрения широкого подхода к пониманию инноваций этот термин оказывается близким по значению слову «модернизация», характеризующему серьезные преобразования во всех областях общественной жизни. Это понятие активно используется как в повседневной жизни, так и на официальном уровне при характеристике качественных преобразований по основным направлениям государственной политики. Например, в обыденном общении модернизация чаще всего понимается как процесс, направленный на преодоление социально-экономического и научно-технического отставания от ведущих мировых держав. На официальном уровне оперирование этим термином активизировалось в связи с реализацией провозглашенного Президентом РФ курса на преодоление отсталости России через всестороннюю модернизацию, основанную на ценностях и институтах демократии, в контексте которого смысловое значение термина «модернизация» было определено через «стремление быть современными» (см.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г.). Таким образом, модернизация представляет собой целенаправленный процесс изменения, совершенствования в соответствии с новейшими, современными требованиями. Поэтому вполне логично определять любые обновления в социальной, правовой, культурной и других сферах через термин «модернизация». Сложность заключается в том, что модернизационные процессы в современном мире тесно взаимосвязаны и переплетены с процессами инновационного развития. Например, для экономической сферы таким целенаправленным усовершенствованием, отвечающим современным требованиям, является формирование инновационной экономики, основанной на развитии рынка интеллектуальной собственности, новой наукоемкой продукции. Для научно-технической сферы модернизация соответственно заключается в разработке и внедрении в производство наукоемких технологий. Модернизационные процессы в сфере образования определяются новыми требованиями к подготовке кадров для инновационной экономики. 1. Модернизация права – закономерность современного развития С преобразованием и усовершенствованием в соответствии с современными требованиями всех сфер общественной жизни изменяются государство и право как институты управления и регулирования. Значительные усложнения общественных отношений под влиянием объективных процессов современности выступают предпосылкой для активизации всей правовой системы и необходимости ее модернизации для решения возникающих проблем. Право – это всегда изменяющееся явление, состояние которого зависит от изменений и процессов, протекающих в обществе. Модернизационные процессы в правовой сфере обусловлены: 1) природой права, его функциями и сущностными характеристиками, способностью оперативно реагировать на изменения в социальной среде; 2) влиянием на право процессов инновационного развития. Например, под влиянием известных инновационных процессов в обществе модернизация правовой системы выражается в появлении в праве новых объектов правового регулирования, выделившихся в связи с научно-техническим прогрессом (базы данных и программы для ЭВМ, компьютерные сети). Появление в условиях инновационного развития новых отношений, нуждающихся в правовом регулировании, определяет изменение всей системы права: разработку новых норм и институтов права (институт интеллектуальной собственности), изменение границ между отраслями права. Речь идет о том, что общественные отношения под влиянием инноваций изменяются в целом, по различным отраслям жизнедеятельности, и право вынуждено реагировать на все эти изменения, преобразуя не только инновационные отношения, но и все другие, затронутые инновационным развитием. Под влиянием процесса информатизации возникает новое направление научного юридического знания и новая отрасль права – информационное право. В результате влияния, обусловленного воздействием инновационного развития на правовое развитие, меняются и некоторые сущностные характеристики правовых понятий и процессов. Изменяются внутренние характеристики права, появляются новые процессы, правовые понятия и юридические конструкции, подходы к пониманию тех или иных правовых явлений. Например, правовая конвергенция, правовая стандартизация как процессы, связанные с инновациями; подходы к регулированию экологии, добычи природных ресурсов и космическому строительству; изменение понятий «оружие» или «наркотическое вещество»; появление понятий «компьютерная преступность» и «кибернетический терроризм»; появление новых видов доказательств (новых способов получения доказательств); изменение юридических конструкций места и способа совершения преступлений, формы сделки и т.д. Таким образом, модернизация в праве связана с разработкой новых юридических понятий и конструкций, новыми подходами к регулированию тех или иных групп общественных отношений. Такие признаки конкретных проявлений модернизации в праве, как юридическая новизна, целенаправленные изменения, практическая применимость объясняют стремление использовать термин «инновация» для обозначения любых серьезных изменений, имеющих принципиальное значение для качественного развития правовой системы. 2. Пределы юридического осмысления категории «инновация» По нашему мнению, смысл и значение введения в научный оборот термина «инновация» заключается не в установлении некоторой терминологической конструкции, универсальной в силу широкого понимания и толкования для обозначения любых модернизационных преобразований. Инновации появляются в связи с достижением определенного качественного уровня развития науки и техники в их непременном взаимодействии и интеграции, в связи с разработкой и внедрением новейших технологий, получающих экономическое применение в крупном масштабе. Лишь крупные научно-технические разработки и достижения способствуют повышению уровня жизни человека и социума, решению проблем безопасности, экологии, здоровья, ресурсосбережения, демографии и т.д., повышают эффективность реформ и преобразований, то есть в конечном итоге создают основу многих модернизационных изменений в различных сферах общественной жизни. Итак, в широком смысле термин «инновация» применяется ко всем новшествам в производственной, экономической, культурной, организационной, государственно-правовой и иных сферах деятельности, к любым усовершенствованиям во всех областях общественной жизни, отвечающих признакам новизны и практической применимости. Согласно широкому подходу в качестве инновации рассматриваются товар, работа, услуга, если в них воплощены любые научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и опыт. Терминологическое исследование понятия «инновация» показывает, что для формального юридического языка, то есть с точки зрения обозначения понятия в тексте нормативно-правового акта по правилам юридической техники, такое широкое понимание инноваций не подходит, поскольку оно не содержит конкретного юридического факта появления инновации. Представляется, что таким юридическим фактом должна выступать интеллектуальная собственность, и легальное определение инновации, закрепленное в конкретной норме права, должно строиться через призму интеллектуальной собственности. Смысл термина «инновация» в правовой теории предлагается определить в виде родового понятия, объединяющего в своем содержании охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, возникающие вследствие создания новшеств, нововведений, новых технических решений, находящиеся на той стадии своего бытия, когда они выражены в объективной форме и способны к удовлетворению общественных потребностей на рынке товаров, работ, услуг. В качестве одного из возможных вариантов определения термина «инновация» можно использовать следующую формулировку: инновации – это вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания, с целью удовлетворения общественных потребностей и(или) получения прибыли. Основываясь на этом определении, можно выделить один из самых существенных признаков инноваций – непосредственная связь с результатами интеллектуальной деятельности человека. Динамика развития института интеллектуальной собственности, получившего правовое оформление в четвертой части Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011), свидетельствует о том, что в современных условиях инновационного развития интеллектуальная собственность приобретает новый смысл и значение, выступая важнейшим фактором при превращении новаторских идей в конкурентоспособные продукты. Инновации – это всегда результат творческой, интеллектуальной деятельности человека, основанный на новых идеях, изобретениях, открытиях и т.д. Чтобы творческий результат приобрел самостоятельное значение, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме. Интеллектуальная собственность в этом аспекте служит средством оформления новых знаний. Оформляться новшества могут в виде открытий, изобретений, патентов, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, ноу-хау, научных подходов и принципов и т.д. Чтобы признаваться инновационным, оформленный творческий результат должен отвечать признакам производственной применимости, то есть возможности использования в различных отраслях экономики и получения на ее основе нового или усовершенствованного товара, работы, услуги; коммерческой реализуемости, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке, и потенциально способствовать получению экономической выгоды или созданию условий для ее получения. В связи с этим представляется, что юридическая трактовка термина «инновация» должна отражать: 1) сущность и содержание данной категории – изменение на основе новых знаний; 2) целевую направленность изменений – ориентацию на потребителей, 3) завершенность и результативность процесса изменений – новый продукт или новый процесс. Охарактеризуем главные правовые свойства инновации: 1. Инновация – это общий объект правоотношения, специфичный в каждом конкретном правоотношении, отличающийся своим нематериальным содержанием и представляющий собой полезное знание, но не в виде идеи, а знание реализованное, то есть существующее в виде организованного в реальной общественной жизни процесса или продукции. Результат инновации – продукт – должен иметь потребительский спрос, налаженное массовое производство, рынок сбыта. В зависимости от конкретного вида инновации результат может быть реализован по-разному. Важен факт его неединичного производства и удовлетворение определенных общественных потребностей. Понятно, что телевизоры нужны повсеместно, а ядерное оружие имеет строго ограниченный спрос. Но экономический или другой социальный эффект от инновации должен обязательно иметь место, это обязательный признак данного понятия. 2. В основе инновации лежит результат творческого труда, интеллектуальной деятельности, объект интеллектуальной собственности. Не всякий объект интеллектуальной собственности может стать инновацией. Речь идет не только о том, что инновация – это реализованный, внедренный объект, но и о том, что средства индивидуализации не обладают свойством инновационности вообще или инновационны только с позиции оригинальности авторской идеи, реализованной в их обозначении. Под объектом интеллектуальной собственности в рамках настоящей статьи мы понимаем результаты интеллектуальной деятельности, выходящие за пределы сегодняшнего российского перечня объектов интеллектуальной собственности в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, мы признаем такое качество за идеями, которые содержат план их реализации, имеют четко обозначенные цели и подробно сформулированы в письменной или иной материализованной форме. Например, речь идет о «научном открытии» и «рациональном предложении». В условиях рыночной экономики идеи являются товаром, пользующимся огромным спросом на мировом рынке, но свойства товара они обретают лишь будучи интеллектуальной собственностью, защищаемой государством, обществом, правом. Инновации – это генерирование идей, но у идей самих по себе нет цены, если их не продвигать и не внедрять. С правовой точки зрения лучше всего описать инновацию как коммерческое использование новой идеи. Смысл в том, что инновация объединяет в себе и творческую мысль, и способность успешно воплотить идею в жизнь. Чтобы согласовать выводимое нами определение инновации с действующим законодательством, мы применим термин «новое знание», но будем иметь в виду, что уточнение «объект интеллектуальной собственности» подходит лучше и правильнее, если трактовать его шире, чем ГК РФ. Следовательно, инновация – это новое знание, результат научного и иного творчества, реализованный в практической жизнедеятельности людей, удовлетворяющий экономические и иные социальные потребности. На основе данного определения выделим следующие юридически значимые признаки инноваций. 1. Инновация есть результат научного и иного творчества, как правило, существующего в виде объекта интеллектуальной собственности. Основа инновации – новое знание, сформулированное в соответствии с законами логики и зафиксированное на материальном носителе. 2. Инновация выступает в виде продукта, технологии, услуги и других материальных форм, способных к воспроизводству. 3. Инновация предназначена для удовлетворения определенных потребностей человека и общества, то есть имеет экономический и иной социальный эффект. Представленное понятие в полной мере соответствует требованиям юридической техники к подобным базовым понятиям и может, таким образом, быть непосредственно сформулировано в законе. Все остальные понятия, связанные с инновационным развитием общества (инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная стратегия, инновационное отношение и др.) можно рассматривать как производные от понятия «инновация». Таким образом, научная и практическая проблематика в области инноваций требует прежде всего теоретического правового осмысления в целях выработки и закрепления в законодательстве легального определения термина «инновация» для обеспечения его единообразного понимания и использования. Представляется, что задача легального определения заключается не в перечислении стадий инновационного процесса или в попытке предусмотреть все варианты инноваций, а в том, чтобы сосредоточить внимание на свойствах обозначенных нами признаков, стараясь максимально упростить и сделать понятие доступным. Также хотелось бы отметить, что в науке выделено несколько факторов, препятствующих успешной реализации инноваций в России: 1) недостаток денежных средств; 2) высокая стоимость инноваций; 3) экономический риск; 4) недостаток квалифицированных кадров; 5) неопределенность срока инновационного развития. Они порождаются главной причиной – большинство российских менеджеров стремятся к моментальной окупаемости своих бизнес-проектов. Считаем, что конечным итогом всех правовых изменений должно стать преодоление негативных влияний вышеуказанных факторов. 3. Некоторые экономические показатели инновационной активности в России Первые результаты, отражающие переход экономики России на инновационный путь развития, можно оценить на основе сравнительного анализа экономических показателей, достигнутых нашей страной за последнее время, с аналогичными показателями промышленно развитых стран. Такой анализ представлен в базовом докладе «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика в Российской Федерации», подготовленном в 2009 г. Министерством образования и науки РФ; к сожалению, докладов, учитывающих изменения за последние годы, Министерство образования и науки пока не подготовило). В качестве экономических показателей использовались, в частности, структура внутренних затрат на научные исследования и разработки, число патентов на миллион населения и доля инновационной продукции в выручке. Наиболее характерным структурным отличием России от стран «большой семерки» является преобладание доли государственного финансирования. Если в указанных странах доля финансирования бизнесом превосходит долю государственного финансирования, то в России – обратная ситуация. Доля бизнес-финансирования составляет в Японии – 77%, в США – 65%, в Германии – около 68%, а в России всего 29%. Число патентов, зарегистрированных в так называемой «триаде патентных семей» (в патентных ведомствах США, Японии, Европейском патентном ведомстве; патентная семья – совокупность патентов, полученных в разных странах для целей правовой охраны одного и того же изобретения), на миллион населения составляет в США – 53,2, в Японии – 117,21, в Германии – 76,38, в Италии – 12,33, во Франции – 39,36, в России – 0,44. Доля инновационной продукции в выручке российских предпринимателей уступает по сравнению с иностранными бизнесменами более чем в три раза, а доля новой для рынка продукции – в десятки раз. Аналогичные данные приводятся и составителями Российского инновационного индекса 2011 г. Анализ зарубежного патентования российских изобретений, основанный на данных Европейского патентного ведомства, патентных ведомств США и Японии, свидетельствует о слабости позиции России на крупнейших технологических рынках и о недостаточной конкурентоспособности отечественных разработок. Доля российских патентных заявок, поданных в Европейское патентное ведомство в период 2000-2009 гг., составляла 0,1% от общего количества заявок, поступающих в это ведомство. При этом рейтинг России на фоне конкурентов сместился с 27-го на 30-е место. Еще один показатель, характеризующий инновационную активность, касается величины затрат на инновации в ведущих отечественных компаниях. По данным, приводимым в научном докладе Института экономики РАН, в рейтинге 1000 крупнейших компаний, осуществляющих исследования и разработки, представлены только три российские компании: «Газпром» (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на них в выручке – 0,6%), «АвтоВАЗ» (758-е место, 0,8%), ОАО «Ситроникс» (868-е место, 2,6%). Для сравнения: доля расходов на исследования и разработки в бюджете General Motors составляет 4,4% от выручки, а в бюджете Toyota – 3,9%. Таким образом, несмотря на нормативное обеспечение организации инновационной деятельности по образцам промышленно развитых стран, приведенные статистические показатели свидетельствуют о том, что без реального спроса на инновации со стороны промышленности перспективы модернизации российской экономики в инновационном направлении остаются весьма туманными. Указанная модернизация требует прежде всего системного подхода в решении проблем совершенствования непосредственно самой связи науки с производством и бизнесом, отсутствие которого, как представляется, проявляется в слабой взаимосвязи инновационных процессов, вызванных к жизни в России по большей части искусственно, в том числе на основании исходящих от верхних эшелонов власти многочисленных инициатив, с ресурсными возможностями и целями деятельности отечественных промышленных и торговых предприятий. Кроме того, как уже было упомянуто, представляется ошибочным смотреть на инновационный процесс только как на инструмент извлечения прибыли, что характерно для современного отечественного бизнеса. Евгений Матвеев Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме