С 1997 года Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области стало территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации. Для выполнения возложенных на Главное управление юстиции задач была образована соответствующая структура. Самым многофункциональным отделом в этой структуре был отдел правовой помощи и экспертизы нормативных правовых актов, основными задачами которого являлись проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Пермской области, ведение федерального регистра нормативных правовых актов, проставление апостиля на документах, предназначенных для действия за границей, осуществление взаимодействия с адвокатами и нотариусами, контроль за правильностью и своевременностью оформления документов, направляемых за границу, в соответствии с требованиями международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В 2004 году Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области было реорганизовано в Главное управление регистрационной службы по Пермской области. Вопросы адвокатуры, нотариата, проставления апостиля были возложены на отдел контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата. С 1 января 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 23.12.2005 № 1521 на Федеральную регистрационную службу (ФРС) возложены функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Эти функции на ФРС были возложены впервые. Наименование отдела было изменено на «отдел контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.07.2008 № 1079 Министерству юстиции Российской Федерации переданы правоприменительные и контрольные функции Федеральной регистрационной службы в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также функции по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу. После того как на отдел были возложены функции по реализации прав и исполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния, название отдела изменилось на «отдел правовой помощи, контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния». Кроме того, отдел осуществляет следующие полномочия: